14 августа 2022 года, в 9-ю неделю по Пятидесятнице настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко возглавил служение Божественной литургии. По окончании литургии отец Михаил обратился к прихожанам с пастырским словом на тему Евангельских чтений и праздника Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Предлагаем послушать аудиозапись и поразмышлять на предложенную тему.
Дне́сь ра́дуется ве́рных мно́жество Боже́ственное: явля́ется бо Небе́сный Крест конце́м, осиява́ет тве́рдь све́том непристу́пным, возду́х озаря́ет, и земли́ лице́ украша́ет. Пое́т Боже́ственными пе́сньми Це́рковь Христо́ва, слу́жит почита́ющи, свы́ше ю́ соблюда́ющий Крест Боже́ственный и пречу́дный. его́же си́лою укрепля́еми, Влады́це присту́пим зову́ще: умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
По обычаю и в нашем храме на поклонение на середину храма был вынесен старинный крест.
Официальный сайт «Московской Патриархии» приводит следующую историческую справку данного праздника:
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
По окончании Божественной литургии во дворе храма настоятель совершил водосвятный молебен с традиционным благословением нового урожая мёда.