Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны (тропарь индикту на «И ныне»: глас 2)
14 сентября н.ст. (1 сентября ст.ст) православные христиане отмечают церковное новолетие, церковный Новый год, называемый также началом индикта. Эта традиция восходит к обычаям Восточной Римской империи, в которой новый год начинался 1 сентября.
Торжественное празднование Нового года засвидетельствовано во многих средневековых церковных уставах, например, в Типиконе Великой Церкви. В этот день Церковь вспоминает эпизод главы 4 Евангелия от Луки, который повествует о том, как в синагоге города Назарета Иисус Христос прочел пророчество Исаии о наступлении «лета благоприятного» (Ис. 61, 1–2). Византийцы в данном чтении видели указание Господа на празднование дня Нового года. Предание и связанные с ним обычаи связывают это событие с днем 1 сентября, а в Минологии Василия II говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». Это же евангельское зачало о проповеди Иисуса Христа читалось Патриархом в особом чине «летопроводства» — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября.
На Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник с 1492 года . Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом.
В этот день в нашем храме была совершена Божественная литургия. Настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко по окончании Божественной литургии обратился к слушающим с проповедью, в которой отметил, что красной нитью в богослужении этого дня проходит мысль о Божием всемогуществе. Нередко наш мысленный взор оказывается затуманен временным торжеством в мире зла — зла, действующего активно, претендующего на власть над Божиим творением. Однако христианское мировоззрение должно противостоять такому туману; христиане должны помнить о всемогуществе Творца неба и земли, Которому принадлежит полнота власти над сотворенным миром. Сколько бы ни появлялось в истории узурпаторов, желающих направить по лукавому пути ее ход, мы должны твердо и несомненно веровать: Бог одержит над этими попытками победу. Особым утешением и источником радости и надежды для христиан является неизреченное снисхождение Бога в мир людей, наступление «лета благоприятного», о котором говорится в пророчестве Исаии — Сын Божий, сделавшийся Сыном Человеческим, бесконечно близок нам, и мы никогда не должны ощущать себя в этом мире покинутыми.
Тем, кто смог присутствовать на службе, и тем, кто в силу рабочих обязанностей не смог присутствовать в церкви, предлагаем послушать полную версию аудиозаписи.