На сайте Московского Сретенского монастыря в рубрике «Ответ священника» опубликованы размышления настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Прокопенко на тему:
Отцы церкви и современные авторы. Что считать духовной литературой?
Духовное образование – один из важнейших этапов для православного христианина на пути ко Господу. В чтении Священного Писания, святоотеческой литературы мы воспитываем свой ум и сердце в духе истинного благочестия. Нередко люди, которые только начинают воцерковляться, с трудом одолевают Ветхий Завет, а то и вовсе его не читают. А Новый Завет остается не более чем повествованием о днях земной жизни Спасителя. На полках книжных магазинов есть книги современных авторов, пишущих более простым и доступным языком о преображении человеческой души на пути к Богу. В их числе Олеся Николаева, Владимир Крупинин, Юлия Вознесенская, Елена Кучеренко. Можно ли отнести современную художественную литературу о православии к числу духовной литературы и начать изучение веры с более легкого чтения? Или же стоит опираться на этом пути лишь на Евангелие, Закон Божий, творения святых отцов Церкви? Мы обратились к духовенству за разъяснениями.
Протоиерей Михаил Прокопенко, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, второй секретарь Епархиального совета города Москвы:
Надо сказать, что вообще чтение сегодня стало дефицитом; несмотря на все возрастающий поток захватывающей человека информации, в том числе текстовой, именно вдумчивое, внимательное, неторопливое чтение стало, увы, редкостью – я и о себе могу это сказать, к сожалению. Мешает буквально всё: множество дел и забот, собственная неорганизованность и лень, недостаток времени, усталость и многое другое.
Поэтому – удивительное дело! – серьезное чтение, как и столетия назад, вновь становится добродетелью. Вспомним жития святых, где книжность нередко упоминается в ряду других христианских добродетелей. Чтение становится теперь едва ли не аскетическим подвигом, требующим сосредоточенности, определенной дисциплины и бодрственного хранения ума.
И в данном случае речь идет не только и не столько о духовной литературе – само по себе разделение литературы на «духовную» и «не духовную» очень и очень условно; правильнее, на мой взгляд, вести речь о хороших или плохих книгах в любом жанре – от серьезных до легких. Хорошие книги приносят пользу. Плохие – в лучшем случае отнимают время и силы, в худшем – вредят. Однако даже хорошая книга может превратиться в угрозу, если читающий ее человек станет, так сказать, «читателем одной книги», хотя бы этой книгой была сама Библия.
Трудность заключается еще и в том, что невозможен какой-то формальный критерий – хороша или плоха та или иная книга; бывают неудачные издания, плохие переводы, да и в творчестве одного и того же автора не все произведения одинаково хороши. Наверное, имеет смысл прислушиваться к опыту других читателей, как это всегда делалось; полезно понимать исторический контекст создания того или иного произведения или иметь представление о личности автора. Возможно, я пристрастен, но иногда особенности биографии или публичные высказывания некоторых авторов, в том числе подвизающихся на ниве так называемой духовной литературы, напрочь отбивают всякое желание приобщаться к их произведениям. «Врачу, исцелися сам!», – это еще самое мягкое, что приходит в таких случаях на ум. Наконец, хорошая книга, к какому бы жанру она ни принадлежала, должна быть правдивой: она не должна вызывать у читателя досадного чувства неловкости натянутым сюжетом, ходульным морализаторством или просто плохим языком. А читатель имеет право быть субъективным и даже капризным, писатели и издатели, не забывайте об этом. Поэтому самое главное – на основании собственного опыта и размышлений стремиться к обретению дара «различения книжных духов». А для этого надо читать, читать много и внимательно, не боясь ошибиться и отмечая для себя лучшее и полезное.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться перейдя по ссылке: https://monastery.ru/zhurnal/obshchestvo/ottsy-tserkvi-i-sovremennye-avtory-chto-schitat-dukhovnoy-literaturoy/