О двух образах Недели Святых праотец - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

О двух образах Недели Святых праотец

24.12.2023

24 декабря 2023 года, Неделя 29-я по Пятидесятнице. Служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. В этот день за Божественной литургией читалась притча Христова о званных на вечерю из 14 главы Евангелия от Луки (Лк. 14, 16 — 24).

Ниже вы можете найти запись проповеди и Херувимской песни с сегодняшней службы в исполнении хора нашего храма под управлением А.В. Бандуриной, а прямо здесь — конспект сказанного настоятелем храма после чтения Евангелия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в это воскресенье, называемое неделей Святых Праотцев, Церковь особым образом чествует людей, которые подобно неким искрам светили во тьме ветхозаветной истории. Многие из них друг о друге почти ничего не знали, и единственным, что их связывало друг с другом, была, по-первых, племенная принадлежность к избранному народу, а во-вторых — и это главное — их связь с живым Богом, о котором они помнили, несмотря на всю окружавшую их мглу язычества.

В это воскресенье Церковь Христова предлагает нам два очень ярких образа.

Первый из них связан с историей пророка Даниила. Мы слышали вчера и сегодня за богослужением о героическом мужественном поступке исповедания веры, когда трое молодых еще людей (Церковь называет их отроками, то есть это были люди, как сегодня сказали бы, среднего школьного возраста) отказались отречься от истинного богопочитания и были ввержены в печь, горящую огнем.

Все мы знаем об этом чуде: люди увидели троих отроков ходящими среди пламени, и увидели с ними Некоего четвертого – Сына Человеческого, как сказал пророк Даниил.

Эта пламенеющая печь есть некий образ терзающегося от греха, от противоречий и страданий человеческого мира.

Примечательно, что печь, в которую были ввержены отроки вавилонские, была делом человеческих рук, была порождением человеческой культуры. И тот ад, который по временам воцаряется в в мире людей, есть также порождение человеческих усилий и человеческой культуры. По большому счету, этот ад никогда целиком и полностью не уходит из мира людей: иногда он подобно вулкану просыпается и начинает извергаться; иногда спит где-то под толщей пепла. Но одно остается неизменным: наш мир — мир людей — похож на эту пламенеющую печь.

И неслучайно сегодня именно об этом образе нам напоминает Церковь: именно сюда, в эту самую печь к страдающим от разлитого в мире человеком зла благоволил сойти сам Творец неба и земли. В эти подготовительные недели к празднику Христова Рождества и Богоявления мы, братья и сестры, особым образом должны об этом поразмышлять.

И другой образ сегодня предлагается нам в Евангельском чтении с притчей о званных на вечерю — образ брачного пира. Владыка дома (всем понятно, кто это – Творец неба и земли, Тот , кто посетил человечество в огненной печи его грехов) устроил вечерю и стал приглашать людей, которые были, по-видимому, Ему дороги и близки. И все мы слышали, , как некоторые из этих близких людей стали приводить уважительные причины и, извинившись, отказались прийти: один из них приобрел поле, и ему нужно было обязательно на это поле посмотреть; другой приобрел несколько пар волов, и этих волов непременно нужно было испытать; третий женился (казалось бы, это очень уважительная причина) и под этим предлогом тоже отказался прийти. Дальше Владыка дома посылает своих слуг и собирает людей, казалось бы, совершенно случайных; людей, которые изначально близки Ему не были, людей, которые Его, наверное, не почитали своим другом. И этих людей Он убеждал войти на торжество. «Многие званные, но мало избранных», – говорит Господь в заключение Своей притчи.

Нас, братья и сестры, должна заинтересовать здесь одна маленькая подробность. Мы только что говорили о пламенеющей огнем печи человеческих грехов и страстей, которые делают нашу жизнь невыносимой. Нам может казаться, что эта печь – это война, кровопролитие и подобные явления человеческой жизни. Однако пламя этой печи иногда приобретает черты совершенно невинных и привычных дел: человек может сделать адским пламенем любое вполне неукоризненное человеческое занятие — семейную жизнь, например, если он противопоставляет ее жизни с Богом и начинает воспринимать ее как некую самостоятельную ценность вне всякой связи с Небом. Точно так же хозяйственная деятельность человека может превратиться в это адское пламя, от которого падали даже люди, служившие этому адскому пламени, — вспомните подробности библейского повествования: когда эту печь раскаляли, слуги, подбрасывавшие туда топливо, падали замертво – настолько она была разгорячена. Увы, и хозяйственная деятельность людей, и что угодно еще тоже может приобретать страшные черты адского пламени. Если мы какие-то дела своей жизни не помещаем в контекст своих взаимоотношений с Богом, не просим у Бога благословения на их совершение и не приносим Богу благодарность за то, что мы делаем и у нас получается или не получается (даже за это иной раз нужно Бога благодарить, потому что мы не знаем, от чего Он нас хранит: может быть, наша удача будет хуже, чем неудача); одним словом, если нет этого небесного отблеска на каждом из дел нашей жизни, то эти дела, сами по себе невинные и даже совершенно необходимые, могут превратиться в огонь страшной адской печи, от которой Господь и пришел спасти человеческий род.

До встречи Христа Родившегося осталось не так много времени, и очень по-разному можно провести это время. Можно провести его, суетясь — а как можно отменить суету? Со всеми нужно повидаться, всем что-то подарить; можно вместе с этой вполне понятной и объяснимой предновогодней суетой всего себя посвятить этим преходящим вещам. А можно, напротив, во всей этой суете найти некий хотя бы маленький островок для того, чтобы повернуть свой мысленный взор к Небесам, благодарить Господа за Его пришествие в нашу огненную печь, благодарить Господа за то, что Он нам дает силы следовать путем Его заповедей. И тогда, несмотря на всю окружающую нас злобу дня, дела нашей жизни не станут для нас адским пламенем, в котором мы сгорим.

Будем, братья и сестры, всегда помнить о своем Небесном Отечестве! Будем помнить, что только Божие благословение и наша искренняя обращенная к Богу благодарность за это благословение превращают дела нашей жизни из топлива для адского пламени в нечто совершенно иное — в то, что даже в конечном пламени погибели этого тленного мира устоит, уцелеет и будет неким памятником нашей человеческой культуры — христианской культуры, и будет вместе с нами милостью Божией иметь некую часть и в Небесном Царстве. Аминь!

Проповедь
Херувимская песнь и Великий вход
Поделиться:
Наверх