21 апреля 2024 года, в 5-ю Неделю Великого поста — последнее воскресенье Святой Четыредесятницы — служение поздней Божественной литургии возглавил протоиерей Михаил Прокопенко. По прочтении Евангелия (Мк. 10, 32-45) настоятель храма обратился к молившимся в церковном собрании с проповедью, посвященной просьбе двух сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна:
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Настоятель храма обратил внимание, что эта просьба прозвучала после слов Спасителя о том, чему надлежит свершиться в Иерусалиме, куда Он шел вместе с общиной учеников:
Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Мы видим, что эта просьба породила ропот десяти учеников, и Господь Иисус кротко увещевает их, говоря:
Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мы можем наблюдать из сегодняшнего Евангелия, — продолжил далее настоятель храма, — что даже под сенью Христовых страданий, даже в прямом контексте Его беседы о том, что надлежит Ему совершить в Иерусалиме, нашлось какое-то странное, парадоксальное место спору о первенстве. По-видимому, спор о первенстве – это такая неизбывная пагуба, находящаяся в человеческом роде, если даже в этом святом собрании людей — среди Христовых апостолов она, как некий инвазивный сорняк, пустила свои ядовитые всходы.
Если мы посмотрим на исторический путь Церкви Христовой — собрания Христовых последователей, то мы увидим, что любая церковная смута, любое нестроение, любой раскол (да и многие ереси тоже — они могли начинаться как расколы, а продолжаться уже как ереси, как догматическое неправомыслие) — всё это, как правило, начиналось со споров о первенстве.
Между нами, братья и сестры, никогда так быть не должно. Если кто-то чувствует в себе это стремление к тому, чтобы карабкаться наверх, опираясь на головы ближних, чтобы работать локтями, добиваясь первенства — то должно вспоминать нынешнее горькое предостережение Господа и Иисуса в нынешнем евангельском чтении. Спор о первенстве должен быть неприемлем для нас на уровне совестного инстинкта — это должно быть делом, о котором стыдно даже и помышлять. Спор о первенстве, жажда первенства — это то, что с Евангелием вообще никак и никогда совместимо быть не может.
Напутствуя богомольцев по окончании богослужения, настоятель храма напомнил о том, что в нынешнее воскресенье совершается память преподобной Марии Египетской, и вновь вернулся к вопросу о первенстве:
Мы говорили сегодня с вами о том, как искание первенства настолько отравляет человеческую жизнь, что часто проникает и в собрания последователей Христовых; оно может проникать даже в наши представления о духовной жизни. Мы помним, с какими мыслями направлялся старец Зосима в пустыню, где произошла его встреча с преподобной Марией. Его смущали именно такого рода мысли, мысли о первенстве. «Подвизался ли ещё кто-нибудь так, как подвизаюсь я?» — думал он, и Божиим промышлением ему было дано увидеть в пустыне подвижницу, которая не желала никакого первенства, которая бежала из мира как из горящей огнём печи. И преподобная Мария преподала ему и всем нам важный урок о том, чего действительно надлежит искать в церковной жизни — не первенства, не доминирования, не работы локтями, не фарисейского сравнения себя с другими людьми, а исключительно милости Божией и спасения в единстве с Ним.
На завершившейся седмице в нашем храме были совершены все уставные богослужения, среди которых — утреня четверга 5-й седмицы с чтением жития преподобной Марии Египетской и покаянного канона преподобного Андрея Критского, а также торжественная служба в день Похвалы Пресвятой Богородицы — субботу Акафиста. Великий покаянный канон Андрея Критского мы предлагаем вспомнить несколькими фотоснимками, а Субботу Акафиста — записью причастного концерта в исполнении нашего хора.