26 мая 2024 года. Неделя 4-я по Пасхе, неделя о расслабленном.
Служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. Отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 5, 1-15) огласил протодиакон Константин Степанов. По прочтении Евангелия отец Михаил обратился к присутствующим в храме с пастырским словом. Приводим здесь отрывок из сказанного настоятелем храма.
Иногда, рассуждая о месте чуда в нашей жизни, мы бываем склонны упускать одно важное обстоятельство. Да, чудо есть некая кульминационная, поворотная точка жизненного пути человека. Нередко чудо предваряется длительным молитвенным подвигом, усердием, собиранием человеческих сил воедино. Прося Господа о чуде и ожидая чуда, человек действительно изменяет существенным образом свою жизнь.
А потом чудо происходит, и мы, братья и сестры, бываем иногда склонны забывать, что самое важное в самом чуде – это то, что следует за ним.
И именно по этой причине сегодня Церковь Христова предложила нам в качестве воскресного евангельского чтения повествование о субботнем исцелении расслабленного у Овчей купели в Иерусалиме. Мы слышали, что этот человек 38 лет — то есть буквально всю жизнь — провел в ожидании этого чуда и был Спасителем исцелен.
Мы уже говорили в прошлом и позапрошлом году об потрясающем исповедании этого человека — он сказал Христу и всем нам, читающим теперь это повествование, о потребности в Человеке, который понес бы на Себе его немощь. Это было глубокой интуицией исстрадавшегося создания, исповеданием потребности человечества в Богочеловеке, Господе и Иисусе Христе. И счастье этого паралитика было в том, что он перед собой увидел такого Человека и был Им исцелен.
Давайте представим себе, какими были эти 38 лет. Это намного больше средней продолжительности жизни в то время. Долгих 38 лет человек был практически исключен из жизни общества; он, скорее всего, очень однобокий опыт общения получил; он совершенно не имел никаких житейских навыков, не мог и не умел абсолютно ничего. И после 38 лет, проведенных в ожидании исцеления, ему пришлось вновь начинать учиться жить!
Эта деталь поражает воображение ничуть не меньше, чем само чудо, которое сотворил над этим человеком Господь Иисус! Чудо открыло перед ним не только полноценную жизнь и совершенное здравие, но и обязанность трудиться и шествовать по пути праведности.
Мы в трепетном ожидании встретили светлое Христово Воскресение, величайшее чудо победы Богочеловека над смертью, над нашим самым злейшим и неумолимым врагом.
Вот потому-то Церковь сегодня предлагает нам эту евангельскую историю, чтобы для нас светлая пасхальная радость не омрачилась какой-то эйфорией вседозволенности, подменяющей подлинную радость о светлом Христовом Воскресении. А эта радость должна предполагать и некий труд. Кто-то спросит: о каком труде можно говорить в светлые пасхальные дни, когда никто не постится, когда даже колен своих мы не преклоняем в знак того, что Господь освободил нас от рабства самой смерти?
О каком труде можно говорить сейчас?
В первую очередь — о труде благодарности. Когда мы молимся о чуде, мы часто целые многостраничные произносим молитвенные последования. И молитва наша бывает очень горячей, искренней и усердной, она буквально с болью, так сказать, исторгается из нашего сознания и возносится к престолу Господа Вседержителя. А когда мы получаем просимое, случается, что никакого труда благодарственной молитвы мы не желаем понести. А бывает ведь и так, что люди и не хотят никаких чудес в своей жизни, потому что они не желают никакого связанного с этим чудом труда и перемен в своей жизни. Мы можем и в Евангелии несколько таких примеров вспомнить. Например, сограждане исцеленного Господом гадаринского бесноватого сказали Спасителю: «Уходи от нас, Ты слишком изменил и потряс нашу жизнь». Чудо не подвигло их никакому труду, никакому изменению жизни.
Поэтому, размышляя о том, каким образом, каким трудом мы можем ответить Господу на Его самое главное чудо нашей жизни, чудо воскресения Богочеловека из мертвых, первенца из мертвых, за которым неизбежно последуют все остальные люди, мы должны понять, что наш главный труд — это труд благодарности Богу, труд после труда, подвиг после подвига. И самый совершенный образ принесения такой благодарности — это воспоминание о жертве Христовой в Таинстве Святой Евхаристии, причащении Его Тела и Крови. Мы бываем очень усердны тогда, когда идут постные дни, когда мы ожидаем чуда Христова Воскресения. Большой радостью для всех было видеть и то, что в первые пасхальные дни на Светлой седмице храм заполнялся людьми, приступающими к этому спасительному таинству. А потом, братья и сестры, наступает лето — оно уже почти наступило, и бывает так, что в церкви пусто. И хорошо, если пусто только в этой церкви, потому что люди бегут из города. Но бывает ведь и так, что и в тех местах, куда мы бежим из города, церкви пустеют…
Пусть никто из нас не оставляет этого спасительного труда по принесению Богу признательности и благодарности. И Господь никогда ни у кого из нас не останется в долгу. Потому что Он, в отличие от людей, всегда бывает верен своим обещаниям. Аминь. Христос Воскресе!