30 июня 2024 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых.
Позднюю Божественную литургию в этот день возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Степанов, который и огласил предлагаемое в этот день Евангелие от Матфея, которое вы можете услышать ниже. Проповедь после чтения Евангелия произнес протоиерей Александр Смедюк. Запись слова отца Александра и текст приводятся ниже. Аудиозаписи с Божественной литургии и всенощного бдения накануне также расположены ниже. Песнопения исполнял славный коллектив праздничный хор нашего храма под управлением А.В. Бандуриной.
Дорогие братья и сестры! Сегодня в первое воскресение после Святой Пятидесятницы Церковь совершает память всех святых. Обращение к церковной истории дает нам вдохновение следовать за Господом по пути спасения, по пути жизни вечной и Царствия Небесного. Господь призвал Своих учеников перед Вознесением идти в мир и проповедовать Евангелие, благовествовать народам, уча их блюсти всё заповеданное Его последователям. Проповедуемое учение Христово о Царствии Божием особенно начало распространяться силой благодати Святого Духа после Его сошествия на святых апостолов в день Святой Пятидесятницы.
На страницах Священного Писания и других письменных источников мы находим свидетельства того, как подвизались святые апостолы и их преемники, исполняя волю своего Учителя. Терпением, постом, молитвой они разрушали козни диавольские и трудились ради распространения Святой Церкви. Среди них мы видим апостолов и мужей апостольских — апостола Павла, святого первомученика и архидиакона Стефана, святых Поликарпа Смирнского, Иринея Лионского, Климента Римского и многих их последователей, совершавших великое дело благовестия Христова.
Мы читаем о первых Церквах, которые основали святые апостолы, о которых говорится в книге Деяний, посланиях апостолов и в Откровении Иоанна. Многие из них, как перечисленные в Откровении Иоанна Богослова филадельфийская, фиатирская, сардская, лаодикийская и другие Церкви, в то время получили переживали свой расцвет, но впоследствии стали достоянием истории. Но их место со временем заняли другие Церкви, Церкви современные, одной из которых является наша Святая Русская Православная Церковь, а также другие Церкви, которые прошли через свое историческое становление и развитие.
Господь призывает нас к совершенству и святости. И эта задача достижения святости может показаться непосильной, но это не значит, что мы должны малодушничать и не следовать за Господом и не исполнять Его святой воли. Каждый из нас в силу своих возможностей и своей веры должен следовать за Господом, ибо Господь сказал: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И именно в исполнении Божиих заповедей и следовании Его святой воле заключается наше служение и наше стремление к святости и духовному совершенству. Служение Святой Церкви есть следование воле Божией, которая действует, преобразуя окружающий мир.
Наше свидетельство о Христе не должно ограничиваться внешними знаками благочестия. Оно должно включать нашу христианскую жизнь, наш нравственный подвиг. Наши поступки, наша жизнь должны действовать на окружающий мир и изменять его, чтобы этот мир и люди, которые живут рядом, родные, близкие, соседи, современники, наши сограждане узнали о Христе, чтобы они также стремились к совершенству и святости; чтобы этот мир не погиб до конца, но достиг Царствия Божия и спасения.
Наша Русская Церковь совершила свой исторический подвиг свидетельства и страданий за Христа. В прошедшем веке многие и многие тысячи мучеников и страстотерпцев исповедовали Христа в глубине сибирских руд, в заточении; другие наши соотечественники тайно исповедовали Христа и хранили и умножали, берегли ее и передавали своим детям и в конце концов передали ее нам с вами.
Мы и живем с вами, дорогие братья и сестры, в удивительные времена. Для Церкви не было простых времен, но всегда в годину трудностей, испытаний, гонений Святая Церковь являла свидетельство своего подвига и верности Господу.
Нам есть с кого брать пример, и следовать ему нужно не только на словах, но и нашими делами исповедовать Христа, любить Господа. Часто следование за Ним бывает непростым, но мы не должны отчаиваться, потому что нас воодушевляют примеры святых угодников, которые сегодня поют славу Господу нашему Иисусу Христу у Его престола вместе с пречистой Девой Марией, Матерью Божией, и бесчисленным множеством святых, которые прославили Господа, которые достигли спасения наследовали жизнь вечную. И дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы в день Второго Пришествия Христова и мы встали вместе с теми, кто подвизался ради Господа, служил Ему, страдал ради Него. Дай Бог, чтобы и мы вместе с ними были вписаны в книгу Жизни вечной. Аминь!
По окончании службы с напутственным словом к молящимся обратился настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.
«Всякий, кто исповедует Меня пред человеки, — говорит Господь Иисус своим ученикам, — исповедую его и Я пред Отцем моим небесным». И вот часто возникает дискуссия: а что значит исповедовать имя Господне перед людьми? Означает ли это демонстративную религиозность? По-видимому, нет, потому что в других местах Священного Писания, например в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, такая практика показной, нарочитой религиозности прямо им осуждается. Демонстративные остановки на углах улиц, долгие коленопреклонения, детали одежды, которые должны свидетельствовать о благочестии, — вся эта внешняя показная религиозность осуждается Господом. По-современному мы сказали бы, что это архаика, это возвращение в религиозной практике вспять, к какому-то далёкому давно изжитому прошлому. Исповедание имени Божия перед людьми, если мы посмотрим на эти слова в контексте других евангельских слов, это не есть лишь какое-то демонстрирование знаков своей конфессиональной принадлежности, хотя и это тоже. Это, братья и сестры, как об этом сегодня очень верно и замечательно сказал отец Александр, исповедание имени Божия в делах своей жизни.
Никто из нас никогда не должен стесняться своей веры и евангельской нравственности. Не должно быть зазорным простить обидчика, не должно быть зазорным нам покрыть недостаток ближнего, не должно быть зазорным отказаться от поступков, которые являются нравственно ущербными, даже если общество или даже служебный долг требует от нас таких поступков. Вот что значит исповедание имени Божия пред человеки.
Следует сказать и о пресловутой «вере в душе». Часто люди, которые не имеют достаточно мужества и решимости следовать за Господом и Его Церковью, говорят: «У меня Бог в душе». Но сегодняшние заключительные слова Спасителя из Евангельского чтения говорят о том, что так не бывает. Если есть в подлинном смысле у человека единство с Богом, то это единство немедленно начинает сиять буквально во всех проявлениях его жизни. Во множестве житий святых — людей которых мы сегодня особенным образом чествуем как прекрасный плод спасительного сеяния Божией благодати, — мы видим, что никогда никому не удавалось эту святость сохранить под спудом. Так или иначе она начинала светить людям. И это не всегда были какие-то явные поражающие воображение чудеса. Чаще всего — и вообще почти всегда — это внутреннее горение человека, живущего с Богом в мире, в согласии и в любви к Нему выражалось в том, что вокруг него люди начинали сиять тем же светом. Человек мог не творить никаких чудес, а люди рядом с ним начинали поступать по-евангельски. И это и есть подлинный свет Христовой благодати — то, что вера Христова распространяется и люди евангельской правде начинают следовать рядом с таким человеком. Это и есть подлинное чудо.
Мы видим, как из мельчайшей капельки закваски евангельской, из мельчайшей даже по меркам небольшого города общины из 12 человек вера Христова распространилась так, как вообще никто даже и помыслить себе не мог. Это и есть подлинное чудо — без всяких политтехнологий, без какого-то глубокого изучения человеческого поведения, чем сегодня заняты целые институты, без этих бихевиористических изысканий вера Христова распространилась буквально по всему лицу земли. И это, братья и сестры, самое главное чудо.
Будем стремиться к тому, чтобы наше исповедание имени Божия никогда не было только исповеданием внешним, которое Господь осуждал в своем Евангелии. Будем стремиться к тому, чтобы наше исповедание имени Божия светило людям рядом с нами, чтобы и они присоединились к этому исповеданию и пополняли собой священное собрание Христовых учеников!