Воскресный день. 1 сентября. Чего требует от нас школа? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Воскресный день. 1 сентября. Чего требует от нас школа?

01.09.2024

01 сентября 2024 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице в нашем храме были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии.

В этом году воскресенье совпало с первым днем осени, который знаменует начало нового учебного года. И несмотря на то, что по церковному календарю лето еще будет продолжатся две недели (и чудесная погода нам об этом напоминает), день знаний возвращается нас к попечению о обучении чад — нелегкому труду, в котором задействованы и учителя, и учащиеся, и все члены их семей: , родители, братья, сестры, бабушки и дедушки…

По отпусте Божественной литургии настоятель храма обратился к молящимся со словом, в котором особо подчеркнул, что в последние годы образование требует от всех вовлеченных в этот непростой процесс глубокого личного участия. Приводим краткие тезисы сказанного настоятелем.

Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравляю с воскресным днём. Сегодня нам было предложено евангельское чтение об исцелении бесноватого отрока, который, как говорит его отец в сегодняшнем евангельском чтении, многократно в дни новолуний бывал мучим злым духом… Вот такая бесовская загадка для этой семьи была. Почему именно в дни новолуний? А без всякой причины; просто для того, чтобы еще больше людей сбивать с толку. Кстати, многие наши приметы носят именно такого рода характер. Эта закономерность в бесновании отрока заключалась именно еще в одном дополнительном издевательстве над людьми. Итак, отец привел своего сына к в общину Христовых учеников и апостолов, и они не смогли изгнать беса. Господь Иисус, как мы слышали, воскликнул: «О роде неверный и развращенный! Доколе буду среди вас, доколе буду терпеть вас?», а затем исцелил отрока. После этого ученики наедине спросили Спасителя: «А почему мы не могли изгнать его?» И Спаситель отвечает на этот вопрос совершенно однозначно и просто: «По причине вашего неверия».

Мы как-то размышляли о том, что именно неверие является по существу причиной большинства наших житейских неудач. Нам подчас что-то не удается в жизни, особенно добрые дела, и эти неудачи имеют своей причиной наше неверие, нашу неспособность твердо и несомненно веровать. А какого рода личины, братья и сестры, приобретает это самое неверие? Вот это вопрос уже более сложный, потому что нам может казаться, что достаточно просто на уровне какой-то теоретической убежденности во что-то веровать, и все остальное образуется само собой. А Господь, далее продолжая свой ответ на вопрос учеников, говорит, что сей дух, то есть в данном случае — дух одержимости, подчинения человеческой воли воле дьявольской, — не исходит из человеческой жизни иначе как только посредством молитвы, искренней молитвы Богу и сопряженного с нею труда. Но все равно мы продолжаем недоумевать: а какого рода личины приобретает неверие в современном нам мире? Забегая вперед, можно сказать: неверие приобретает черты уныния, безразличия, лени и пассивности.

Сегодня чтение этого евангельского отрывка совпало с 1 сентября — с днем, который для нашего народа является днем особенным: молодая и юная часть нашего народа приступает в эти дни к тому, чтобы грызть гранит науки. Есть еще и огромное количество людей, которые в этот процесс вовлечены — либо как родители школяров и студентов (все здесь присутствующие так или иначе к этому имеют отношение), либо как люди, которые заняты тяжелым педагогическим трудом.

Многие из нас критикуют современную систему образования, нередко справедливо и по существу — дескать, раньше и учили гораздо лучше, и учебники были более интересные, назидательные, познавательные и красочные, и учебные программы были сбалансированными и содержательными. Те же, кто трудится на педагогической стезе, говорят о том, что учебная и преподавательская нагрузка была распределена гораздо более справедливо и разумно. А сейчас, мол, наступило время, когда все подвергается тлену и распаду. Как много сейчас критикуют современную систему образования, итоговые аттестации по окончании учебного курса — каких только проклятий не произносят в адрес этой системы! Она действительно может казаться несовершенной; там, по-видимому, есть что усовершенствовать и о чем подумать. Такие оценки происходящего — примета абсолютно любого времени; всегда «золотой век» человеческое обыденное сознание относит к прошлому.

Но если посмотреть на все эти вещи немножко другими глазами, то можно заметить одну интересную и не лежащую на поверхности закономерность: нынешняя школа — это не нянька, которая, как это было ранее, брала человечка в 6 или 7 лет заботливо вела его за ручку до последнего курса университета или института. Теперь мы повзрослели — а разве мы не хотели быть взрослыми и самостоятельно определять свою судьбу? Увы, наши желания исполняются, правда, не так, как нам хочется и совсем не сразу.

Теперь образование — это дело, которое требует нашего прямого, очень внимательного участия в нем. Никто никого за ручку более не ведет. Только личное усердие, личное внимание, глубокое погружение в образовательный процесс и во все, что с ним связано, сейчас может дать надежду на успех.

Сейчас мы совершим традиционный молебен перед началом учебного года. Он носит очень поэтическое название в Требнике – «Перед началом учения отроков». Молясь Господу Богу о том, чтобы Он просветил наши умы и сердца, чтобы Он даровал тем, кто учит и учится, терпение, усидчивость, мы должны всё же сознавать, что помимо Божия благословения, в этом деле должно быть и наше личное усердие, то самое молитвенное дерзновение и дерзновение человека трудящегося, о котором в Евангелии сегодня говорит Господь: молитва и усердие. Иначе дух бессловесной тупости не покинет нас.

Каждый из нас — педагоги, учащиеся и их близкие — должен теперь понимать: образование, как и много веков назад, требует от нас всецелого погружения. Нельзя более надеяться, что сама система, так сказать, проведет человека через себя саму и выпустит на выходе готового специалиста. Тот, кто хочет учиться, должен учиться с усердием, с любознательностью, читать гораздо более, чем ему предлагается; он должен доискиваться знаний, он должен, так сказать, как настоящий подвижник, отказываться от дел и вещей, которые мешают учиться. Учеба, братья и сестры, снова стала аскетическим подвигом, и это такая интересная примета нашего времени. Мы повзрослели, мы повзрослели как народ, Господь доверяет нам сознательное отношение к нашему будущему, и мы должны это доверие оправдать. Те же из нас, кто занят педагогическим трудом, должны не «отбывать номер», а полагать все свои силы и даже более, чем кажется достаточным, ради того, чтобы люди, вверенные и доверяющие ему как учителю, возрастали не только интеллектуально, но и нравственно, и учились ответственно относиться к своей собственной жизни.

Наконец, особо следует сказать о родителях, для которых «школьная каторга» сейчас продолжается неожиданным образом. Мы должны со вниманием следить буквально за всем, что в этой школе происходит: школа более не нянька — ни начальная, ни средняя, ни даже высшая. И университеты, и аспирантуры – это тоже не нянька. Везде теперь в основу нашего будущего положена наша личная ответственность, и нельзя ею пренебрегать.

Поэтому пусть каждый бодрствует над тем, что в школе происходит. И сами учащиеся, и их педагоги, и родители, и близкие должны бодрствовать, никогда не ослабевать в усердии и с искренним и постоянным интересом участвовать в сложном, многотрудном и благодарном деле образования! Наше будущее — это теперь исключительно и всецело наша ответственность!

Затем был совершен традиционный молебен перед началом учебного года.

Поделиться:
Наверх