"В человеках благоволение?" Об избиении Вифлеемских младенцев. - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

«В человеках благоволение?» Об избиении Вифлеемских младенцев.

12.01.2025

12 января 2025 года, в Неделя 20-я по Пятидесятнице. Попразднство Рождества Христова.

В нынешнее воскресение — неделю по Рождестве Христовом — служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

По окончании службы отец Михаил обратился к молящимся с напутственным словом, посвященным прочитанному за богослужением отрывку из Евангелия от Матфея (2, 13-23), в котором повествуется о страшном злодеянии массового детоубийства: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Мы уже несколько дней слышим за богослужением евангельские слова ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» И вот в радостное настроение ликования о пришествии в мир Спасителя вторгается черная бездна абсолютно неизъяснимого даже с житейской точки зрения злодеяния — царь Ирод по одному только опасению за свою власть, выяснив для себя значение древних пророчеств его же народа о пришествии в мир Спасителя, подвергает жестокой смерти тысячи невинных младенцев. Получается, слова «в человецех благоволение» — это просто красивые слова, никак не соотносящиеся с реальностью?

О том, к каким размышлениям должен подтолкнуть нас этот отрывок, рассуждал в своем слове проповедник. Предлагаем краткие тезисы сказанного:

«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» Мы с первого дня праздника Рождества Христова многократно в церковном собрании эти слова слышим, да и в остальные дни года эти слова не оставляют нас — при начале каждой утрени, перед чтением шестопсалмия мы также их с благоговением и радостью произносим. «В человеках благоволение!» Эти слова означают безусловное и безраздельное принятие совершившегося факта Боговоплощения. Событие Рождества Христова возвеселило, как говорит наше богослужение, всю подсолнечную, даже сами стихии Богом созданного мира прославили Господа. Церковная поэзия в самых высоких образах описывает это событие — земля приносит вертеп воплотившемуся Сыну Божию, звезда указывает Его людям. Мы читаем на страницах Евангелия об ангельском славословии, о поклонении пастухов, о паломничестве и поклонении волхвов, людей, которые, казалось бы, были далеки от истинного богопочитания, но тем не менее пришли поклониться воплотившемуся Сыну Божию — Господу Иисусу Христу.

Но буквально через полторы страницы Священного Писания мы видим совершенно чудовищное, поражающее воображение злодеяние, о котором сегодня читалось Евангелие — избиение вифлеемских младенцев.

Оказывается, не только благоволением встретил мир людей воплотившегося Сына Божия. Это дикое злодеяние не имело никакого разумного обоснования, его трудно объяснить, потому что Ироду на самом деле не стоило опасаться ничего в отношении своей власти. Тем не менее, он, движимый ревностью, подозрительностью, трусостью и непонятно какими еще эмоциями и соображениями, предпринимает чудовищное злодейство — просто так, на всякий случай, избивает 14 тысяч детей от двух лет и младше…

Это чистое беспримесное зло. И вот таким образом мир сей, а точнее, царящая в нем злоба и грех (а мир, по святоотеческому наименованию, есть общее наименование всех греховных страстей) огрызнулся на событие Боговоплощения, сошествия в мир людей Сына Божия.

Мы можем подумать: а нет ли здесь какого-то противоречия? Не была ли радость о воплощении Сына Божия преждевременной? Быть может, она была слишком оптимистичной, не имела какой-то полноты и основательности? Быть может, и наши поздравления друг друга с праздником Христова Рождества носят, так сказать, лишь ритуальный и даже маскарадный характер, и нет за ними осознания внутренней силы, крепости и Божия могущества?

Нет, братья и сестры! Мы, люди Евангелия, не можем допустить такого. Наша радость о Христе родившемся должна оставаться радостью подлинной и безусловной. Но все же эта страшная гримаса зла, которая проявилась в избиении младенцев, должна нас, православных христиан, людей Нового Завета, научить одной простой вещи: осмотрительности и осторожности.

Даже радуясь о великих Божиих благодеяниях человеческому роду и каждому из нас в отдельности, мы никогда не должны становиться беспечными. А что значит быть беспечным? Быть беспечным — значит быть самонадеянным. Быть беспечным — значит не задумываться о том, что вся жизнь наша заключается исключительно в Божием благоволении и в Божием благословении. Быть беспечным, в конце концов — значит вообще ни о чем не задумываться.

А чего же мы, братья и сестры, должны опасаться в первую очередь, видя вот эту гримасу зла буквально на первых страницах Евангельского текста?

Мы должны понимать, что самая страшная угроза в нашей жизни – это угроза небытия, этой меонической бездны, как говорил кто-то из русских богословов минувшего века, — бездны, которая зияет страшной дырой небытия и разверзлась страшным образом в событии избиения младенцев в Вифлееме. И эта самая страшная угроза, как правило, исходит всегда от нас самих. Да, именно себя мы должны более всего опасаться. Мы должны радоваться Христе Родившемся, как будем радоваться Христе Воскресшем в дни Пасхи; мы должны благодарить Его за Его бесчисленные к нам благодеяния. Но никогда мы не должны оставаться беспечными в отношении самих себя. Мы должны понимать, что самое большое зло, которое мы постигнуть нас в этом мире, мы можем претерпеть исключительно по собственной воле, по собственному неразумию, по собственной греховной привычке.

Пусть радость о Христе Родившемся, братья и сестры, никогда не соединяется в нашем сердце с беспечностью и сном разума, который рождает чудовищ. Пусть никто из нас никогда не станет на сторону зла, таким страшным оскалом ощерившегося в дни после Христова Рождества и выразившегося в избиении Вифлеемских младенцев. Пусть продолжающиеся Святки для каждого из нас проходят так, как, собственно, само название предполагает — в святости, радости и чистоте!

Для тех, у кого хватило терпения дочитать до конца, предлагаем аудиоверсию, но она ничем не лучше письменного изложения:(.

Поделиться:
Наверх