Служение поздней Божественной литургию в этот день возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. По прочтении Евангелия отец Михаил обратился к молящимся в храме со словом. Предлагаем вам изложение сказанного.
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшний отрывок из Евангелия от Матфея, из Нагорной проповеди Спасителя, нередко воспринимается нами, особенно при первом прочтении, как некое оправдание беспечности, как некое наставление нам быть беспечными, как некое оправдание, как нынче сказали бы современные люди, дауншифтинга, такого сознательного опрощения жизни, которое отлучает нас от попечения о том, что составляет каждодневные житейские потребности. Но это неверное и примитивное прочтение этого места Священного Писания. На самом деле речь здесь идет о другом.
Строй речи Спасителя указывает нам на истинный смысл того, чему Он желает нас научить, призывая нас не нести первостепенных попечений о том, что составляет преходящую сторону нашей жизни. «Если око твое светло будет, то все тело твое будет светло», — говорит Господь, и затем продолжает: «Если свет, который в вас, — это тьма, то какой же является тьма?» И дальше мы приходим к такому наставлению Спасителя: человек не может работать — так сказано по-славянски, а в русском тексте здесь стоит слово «служить» — двум господам, Богу и Мамоне; он одному будет усердствовать, а о другом нерадеть. И увы, коль скоро появляется выбор между Богом и Мамоной, люди нередко гораздо усерднее трудятся ради Мамоны…
Мы часто бываем чувствительны к словам тогда, когда, например, дело касается наносимых нам каких-то обид и оскорблений, но мы совершенно перестаем быть чувствительными к словам тогда, когда нужно доискиваться смысла в вещах, носящих мировоззренческий характер. Что такое рабство? Что значит по-славянски «работать»? Это значит находиться в состоянии рабства; а это такого рода отношения, которые являются вполне, так сказать, тотальными. Когда мы говорим о человеке, что он кому-то «работает», либо по-русски «служит», мы ведь ведем речь о каком-то практически религиозном служении! Так вот, братья и сестры, там, где характер попечения о сиюминутных и суетных вещах принимает характер религиозного служения, там наступает помрачение человека, и свет, который в нем, делается тьмой.
Кто-то скажет: неужели можно быть столь безрассудным, чтобы действительно попечение о богатстве и даже не о богатстве, а просто о прибыли, о достатке, о сиюминутном комфорте, делать вопросом религиозной жизни? Увы, братья и сестры, этому есть масса примеров буквально в окружающей нас действительности! Да, мы не настолько примитивны, чтобы создать для себя золотого тельца, как когда-то один народ в пустыне, и ему кланяться по примеру окружающих его народов. Но не так ли бывает, когда, например, преуспевающий банкир приводит в свой офис шамана, и этот шаман начинает читать лекции всем присутствующим в этом банке? И речь совсем не о каком-то конкретном учреждении — таких примеров, как ни странно и как ни страшно, можно привести много. И мы должны понимать, что в этих случаях действительно речь идет уже о служении Мамоне в чистом виде! Когда религиозные или — вернее — квазирелигиозные практики становятся подчиненными стяжанию сиюминутных благ, вот тогда, братья и сестры, и происходит то самое помрачение света, который в нас, который должен светить всем, — он делается тьмой. А если посмотреть на практику некоторых современных, да и не только современных христиан — не бывает ли так, что молиться Богу нас понуждает стремление к какому-то материальному преуспеянию? Какие иконочки в храме бывают самыми почитаемыми, где более всего свечей собирается? А иконочки тех святых, которым молва человеческая усвоила особую харизму заботиться о материальном, о помощи в торговле, о преумножении богатства! В чистом виде служением Мамоне являются все эти мифические «марафоны желаний», весь этот бытовой оккультизм, часто облечённый в формы какой-то наукообразной психологии и социологии и чего-то ещё подобного. Это, братья и сестры, и есть в чистом виде служение Мамоне.
Господь призывает нас от такого рода «религиозности» уклоняться. Потому что если мы ставим свои взаимоотношения с Богом в зависимость от того, как устроена наша материальная жизнь, то свет, который должен в нас светить, превращается в тьму. А если свет, который в нас, говорит Господь в сегодняшнем Евангелии, тьма, то какая же тьма?
Всё это происходит не только на уровне отдельных семей или отдельных человеческих судеб. Это, братья и сестры, и на целую жизнь общества может проецироваться. Вот если о сообществе людей рассуждать исключительно в категориях экономики, как о множестве, более или менее пространном, экономических единиц, то такое общество обречено. Да, оно может даже, наверное, на какое-то короткое очень время быть преуспевающим в экономическом смысле. Но смысл жизни от такого общества сокрыт. Такое общество обречено на скорое угасание.
Можно привести несколько примеров этому. Как совершалась сколько-то лет назад так называемая индустриализация? В традиционных обществах, как правило, трудились в индустриальном смысле отцы семейств. А все, кто был у них под крылышком — жены, дети, престарелые родители и так далее, — это были люди, которые создавали, так сказать, тыл индустриального общества. А потом потребовалось для повышения эффективности согнать людей в клетушки в городах и поставить, в конце концов, за отцами семейств к станку и матерей семейств. А потом и детский труд стал эксплуатироваться. И к чему это в конечном счете привело? И как изменилась, например, численность семей в течение последних 100 лет? Мы можем, увы, заметить, как она изменилась. И неважно даже, какую религию изначально исповедовали в таком обществе. Там, где экономическая логика действительно становится оправдывающей и определяющей вообще человеческую жизнь в принципе, даже ее ценности, там немедленно начинает происходить угасание, проходят два, три, четыре поколения, и народ становится малочисленным и начинает хныкать о том, что не хватает рабочих рук. А почему? А потому, что когда-то было положено в основу человеческого общежития вот это попечение о служении, практически религиозном служении Мамоне, — идолу богатства. Да, по имени прямо вот так его никто не называет. Но когда люди осознают себя исключительно как экономические единицы, такое и происходит, и гаснет в целом обществе свет.
И оказывается затем, что самый эффективный способ организации человеческой жизни с точки зрения экономики — это концлагерь. И именно большевики, сделавшие безбожие краеугольным камнем общественного устройства, придумали в свое время такое явление как лагерная экономика. Они придумали использование людей, заключенных в концлагерях, как отдельную отрасль экономики и индустрии. Огромное количество памятников этой индустриализации на нашей земле, братья и сестры, построено на рабском труде людей, которых принуждали к этому труду.
Поэтому, братья и сестры, отнесемся серьезно и вообще ко всему, что мы в Евангелии читаем, и к вот этому предостережению Спасителя о том, что бывает, когда человек начинает служить двум господам. Он, разумеется, избирает одного, избирает более тоталитарного господина, вот этого самого Мамону. Он избирает его — и гаснет тогда в нем свет, когда он даже духовную жизнь свою начинает подчинять делам исключительно земного преуспеяния.
Мы этого и в церковной своей жизни, братья и сестры, должны опасаться. Приходя в церковь попросить о чем-то Бога, мы должны думать: собственно, а не богатства ли мы просим? Не просим ли мы у Бога какой-то мелочи вместо того, чтобы просить у Него Небесного Царствия? Не просим ли мы у Него каких-то сиюминутных удач вместо того, чтобы просить Его руководить нашей жизнью? Не просим ли мы Его о каких-то вещах, которые сегодня истлеют, вместо того, чтобы приносить Ему сердечную благодарность за вообще сам факт нашего существования?
Очень глубокое, братья и сестры, сегодня было предложено нам евангельское чтение. Пусть Господь хранит всех нас от этого пагубного двоемыслия, от того, чтобы вот этим оккультизмом, этим ядом жадного стяжательства отравить даже свою церковную жизнь. Пусть Господь каждого хранит в мире, в мудрости и во всегдашней преданности Его святой воле! Аминь.
09.03.2025ФотогалереяТоржествует ли Православие сегодня?Отвечая на самый общий вопрос: "Кто ты?", мы должны отвечать однозначно: "Я - христианин! Я - христианка!" И это - главная и самая основная наша идентичность!
01.10.2023НовостиОб обидчиках и обижаемых. Как спастись обоим?О прощении обидчиков много уже сказано. Сегодня отец Алексий рассуждал в своей проповеди о людях, которые приносят обиду другим.
22.10.2023ОбъявленияСекция бокса в воскресной школе продолжает работу"Кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую!" (Мф. 5.39)
Нет ли здесь противоречия? Об этом вам расскажут на занятиях боксом.