Вознесение Господне. "Аз есмь с вами, и никтоже на вы!" - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Вознесение Господне. «Аз есмь с вами, и никтоже на вы!»

13.06.2024

13 июня 2024 года, Вознесение Господне.

В день праздника Вознесения Господня в нашем храме были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии. Служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко, который по окончании службы обратился к молящимся в храме с напутственным словом. Приводим здесь некоторые тезисы из сказанного настоятелем.

Праздник Вознесения Господня — это день расставания, но он окрашен в очень светлые тона. Мы слышим в повествованиях апостола и евангелиста Луки — в последней главе его Евангелия и в первой главе книги Деяний — что апостолы, простившись Господом Иисусом, вознесшимся от них на небо, возвращались в Иерусалим с радостью. А когда расставание бывает радостным? Тогда, когда люди расстаются с твердым и несомненным убеждением в грядущей встрече; именно тогда расставание может быть окрашено в цвета радости. И апостолы именно с таким настроением провожали возносящегося на небо у них на глазах Господа Иисуса Христа в твердом убеждении, что Он никогда не оставит Своих последователей на земле.

«Я с вами, и никто против вас», — поем мы в кондаке праздника Вознесения Господня. Красной нитью эта мысль проходит в богослужебных текстах праздника. Это было расставание, исполненное твердой верой и надеждой.

И нас слова о том, что Господь будет пребывать с нами всегда, во все дни до скончания века, должны исполнять глубокого спокойствия.

Тем не менее мы иногда, взирая на свой внутренний мир, ощущаем какое-то беспокойство. И почему так происходит? Возможно, потому, что мы, зная теоретически о непреложной истине пребывания Богочеловека Христа Иисуса со всеми Его последователями, иногда превратно представляем себе характер этого пребывания.

В сегодняшнем повествовании из книги Деяний апостольских есть одна примечательная подробность. Мы слышали, как Господь Иисус буквально накануне Его восшествия на небо говорил Своим ученикам: «Сидите в городе Иерусалиме, и вы будете облечены силою свыше», указывая на грядущее событие Пятидесятницы, сошествие на их общину — общину апостолов — Духа Святаго. И они начали между собой совещаться, а потом вместе подошли к Спасителю и спросили Его: «Не в это ли время устраиваешь Ты Царство Израилево?» И Господь отвечает им — Его ответ может показаться даже немножко грубым: «Не ваше дело знать времена и сроки». А почему так? Потому что даже у людей, которые были свидетелями Светлого Христова Воскресения, свидетелями явлений в течение сорока дней воскресшего Господа им, Его последователям, — даже у этих людей могли сохраняться какие-то следы превратного понимания того, каким будет пребывание их Господа и Учителя в их общине, и какого характера покровительство обещал Он им. Они, по-видимому, продолжают мудрствовать земное. Превратная мысль закралась даже светлые головы самих Христовых учеников: «Не в это ли время Ты устраиваешь Царство Израилево?» Они, быть может, могли думать, что сейчас они соберутся в Иерусалиме, и чудодейственная Его помощь сделает их могущественными воинами, которые смогут опрокинуть проклятую оккупантскую власть римлян, а также засевших в иерусалимских дворцах узурпаторов и беззаконников… Но нет: Царство Христово совершенно иного рода.

Возвращаясь к вопросу о том, почему иной раз наша убежденность в пребывании с нами Господа Иисуса бывает окружена каким-то облаком сомнений и беспокойства, мы должны понять: так происходит потому, что наше понимание этого тоже может быть превратным. Мы бываем склонны думать о том, что обещание Господа Иисуса пребывать со своими последователями во все дни до скончания века гарантирует нам какое-то политическое торжество, либо цивилизационное доминирование, либо просто житейский успех.

Но Господь не сказал ни слова более, чем Он сказал. Он ограничился этими простыми, но исчерпывающими словами: «Я с вами во все дни до скончания века».

Это означает только одно: нам не обещано ничего сверх того, что во всяком месте, где призывается имя Иисусово, очи Его прямо обращены на жизнь призывающих имя Его. Никого из тех, кто призывает Его имя, Он ни на секунду, ни на мгновение никогда не забудет. И именно это покровительство, а не политическое торжество, не какие-то интеллектуальные победы, не цивилизационные приобретения обещал нам Воскресший Господь. Он обещал пребывать с нами там, где хранится благодарная память о Его смерти и Воскресении, где исповедуется Его драгоценное и священное имя.

И для нас, которые иногда ощущают какое-то сиротство и покинутость в этом мире, это есть прямое указание к действию. Если мы хотим, чтобы очи Господни взирали на нас каждую секунду и взирали покровительственно, сохраняя нас от всякого искушения, от всякой беды, от всякого соблазна, мы должны стремиться туда, где воспоминается Его смерть и Его Воскресение, то есть в общину Его учеников, в то место, где приносится Бескровная жертва, в то место, где в Таинстве Евхаристии мы вспоминаем о смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. Там, где Его смерть и Воскресение возвещаются в таинстве Божественной Евхаристии, то есть там, где совершается литургия, — именно там Он пребывает со Своими учениками, и там Его пребывание бывает зримым, осязаемым и очевидным.

Предлагаем вам послушать аудиозапись слова настоятеля храма.

Бенджамин Уэст. Вознесение. Холст, масло, 1801 г.
Поделиться:
Наверх