Прощеное воскресенье и чин прощения - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Прощеное воскресенье и чин прощения

02.03.2025

Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Сир.28,2

Вечером 2 марта 2025 года настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко возглавил вечерню накануне понедельника Четыредесятницы с чином прощения.

Напутствуя собравшихся в храме, настоятель, в частности, сказал:

Дорогие братья и сестры! Мы пришли к началу поприща, которое должно привести каждого из нас к встрече Светлого Христова Воскресения.

Великий пост – это время в некотором смысле исключительное, но в самом главном оно ничем не отличается от любого из проживаемых нами дней. Ничего сверх того, что мы должны, повинуясь долгу нашему христианскому, исполнять повседневно, в это время на нас не возлагается.

Но именно это время дано нам для того, чтобы мы со вниманием вновь отнеслись к чтению и слушанию Священного Писания, со вниманием отнеслись к нашему присутствию на богослужении. Да, немного иначе звучит богослужение. Но самое главная его особенность состоит в том, что в эти дни не каждый день совершается молитва Евхаристии, Божественная литургия. Только в субботы и воскресенья пост прерывается, и мы молимся привычными всем нам словами Божественной литургии. Даже на литургиях Преждеосвященных Даров среди недели мы причащаемся запасными Дарами фактически, как немощные люди, как те, кого мы посещаем в больнице или на смертном одре, когда человек уже не может своими ногами в церковь прийти. Вот, братья и сестры, это самое главное лишение поста. Нам дано в ощущениях, так сказать, восприятие дохристианского времени, когда собрание верных Божиих было исключительно молитвенным собранием, там не было таинственной жизни, там не было того, что действительно претворяет человеческую жизнь и возводит ее из глубин падения к высоте богообщения, то есть таинств церковных. Церковное собрание христиан в седмичные дни поста начинает напоминать ветхозаветное молитвенное собрание, иначе именуемое синагогой. Не каждый день нам предложена Божественная Евхаристия. Мы видим в храме пустой жертвенник, и это, братья и сестры, наверное, труднее всего.

И это обстоятельство и некоторые другие особенности нашего рациона в это время напоминают нам о одной очень важной христианской добродетели, нужной нам во всякое время, не только в дни поста: о добродетели воздержного отношения к жизни. Ведь именно невоздержание — мы вчера на богослужении много об этом слышали — привело в мир к катастрофе грехопадения. Люди, имевшие полноту блаженства, жадным и невоздержным образом протянули свою руку туда, куда их Творец и Владыка просил эту руку не протягивать. Они приступили Его заповедь, совершенно легкую для исполнения, потому что их отношение к жизни в этот момент сделалось отношением невоздержанным и жадным. Если каждый из нас посмотрит на опыт своей собственной жизни, то он поймет, невоздержание никогда не приносит человеку подлинного счастья. Жадное переживание действительности никогда не бывает плодоносным и плодотворным. Оно разрушает человеческую жизнь.

Великий пост — это не время запретов. Это время глубокого размышления о существе наших отношений с Богом и с врученным Богом нам миром. И пусть, братья и сестры, пусть это время для каждого из нас будет плодоносным. Пусть каждый также никогда не устремляет своего глаза в чужие тарелки, а смотрит в свою собственную, как он постится или не постится, и оставит привычку укорять ближнего.

И разумеется, чистота сердечная, с которой мы должны встретить светлое Христово Воскресение, а прежде Пасхи Христовой мы должны поклониться и страданиям Господа Иисуса, подъятым ради нашего спасения, ради того, чтобы мы были избавлены от страданий, — эта чистота сердечная и душевная немыслима без того, чтобы нам никогда никого ни в чем не обвинять и от искреннего и чистого сердца простить друг другу какие-то омрачающие наши взаимные отношения слова и дела!

_____________________________

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Ниже избранные песнопения, прозвучавшие по окончании вечерни, и краткий фоторепортаж.

Поделиться:
Наверх