Священномученик Василий Смирнов - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Священномученик Василий Смирнов

Протоиерей Василий Павлович Смирнов (1870–1938), священномученик. Память 1 июля, а также в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.

Родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородицкого уезда Московской губернии. Он был первенцем диакона Казанской церкви Павла Дмитриевича и матушки Марии Васильевны Смирновых. 

Дед Василия, протоиерей Дмитрий Алексеевич Смирнов, начинал свое служение во Владимирской церкви села Нехлюдова Московской губернии, а с 1853 года до своей кончины в 1875-м служил в Крестовоздвиженской церкви соседнего села Алтуфьева (ныне входит в черту Москвы). В 1880 году в алтуфьевский храм назначили отца Павла, к тому времени уже рукоположенного во священника. В том же году у него и матушки Марии родился второй сын, Николай, но, не прожив и двух недель, умер. Через год в семье родилась дочь Клавдия.

Отец Павел недолго прослужил в Крестовоздвиженском храме. В 1882 году, 44 лет от роду, он скончался от чахотки и был похоронен за алтарем, рядом с сыном (позже о.Василий приезжал в Алтуфьево совершать панихиды на могилах родных). Матушка осталась одна с двенадцатилетним сыном и годовалой дочерью на руках. На плечи мальчика легла ответственность за содержание семьи (из клировой ведомости Николо-Заяицкой церкви известно, что недвижимого имущества у Смирновых не было).

В 1890 году Василий окончил Московскую духовную cеминарию и преподавал Закон Божий в Спасской церковноприходской школе графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. 24 июня 1892 года его определили в псаломщики к московской церкви святителя Николая в Заяицком. Как писал Василий Смирнов в анкете, в духовное звание он вступил по призванию.

Вплоть до 1918 года Василий Павлович продолжал и преподавать, часто безвозмездно: в разные годы был законоучителем церковноприходских школ – Георгиевской на Красной горке, на Моховой, Николо-Заяицкой, Воскресения Словущего на Таганке; Петровско-Яузского и Петровско-Мясницкого городских мужских училищ, Александро-Мариинского женского училища Благотворительного общества, женской гимназии князей Львовых и частной женской гимназии Мартыновой. Состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы. В 1911 году за десятилетние труды по народному образованию он был награжден серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте.

В 1898 году в Николо-Заяицком храме Василий Павлович обвенчался с Елизаветой Васильевной Марковой, дочерью священника Никольской церкви села Дарищи Коломенского уезда или, по другим сведениям, церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Афинеева Верейского уезда.

Марковы принадлежали к известному священническому роду. Оба брата Елизаветы Васильевны, Сергий и Иоанн, были священниками. Дядя, Владимир Семенович, – протопресвитером Успенского собора в Кремле, а затем настоятелем Храма Христа Спасителя. Сыновья второго дяди, диакона Михаила, протоиереи Николай, Петр, Василий, Сергий и Константин, активно участвовали во всевозможных церковных обществах, имели печатные труды по богословию и церковной истории, преподавали. Отец Петр был сакелларием (ключарем) Благовещенского собора в Кремле, остальные братья – настоятелями московских храмов. Дальний родственник Елизаветы Васильевны, о. Михаил Марков, настоятель Троицкого храма в селе Горетове Можайского уезда, скончался в заключении 16 июня 1938 года и ныне прославлен как священномученик.

У Василия Павловича и Елизаветы Васильевны Смирновых родилось четверо детей – Надежда (1899), Николай (1900), Серафим (1905) и Нина (1908). Второго сына назвали в честь святого Серафима Саровского – в 1903 году Василий Павлович участвовал в торжествах по случаю прославления преподобного.

11 марта 1907 года будущий священномученик был рукоположен в диакона и назначен письмоводителем правления эмеритальной кассы духовенства Московской епархии (средства ее составлялись из обязательных отчислений от жалованья и шли на выплату денежных пособий и пенсий). В 1910 году за усердные труды диакону Василию Смирнову было преподано благословение Священного Синода.

28 декабря 1914 года в Кремле о. Василий был рукоположен во иерея «с оставлением на диаконской вакансии», т.к. Николо-Заяицкой церкви по штату полагался только один священник. В 1917 году за усердную службу его наградили набедренником.

После революции, когда распространялась «анкета для служителей религиозного культа», батюшка отвечал на вопросы так: «В каких организациях состоите теперь или каким сочувствуете»«Ни в каких, кроме религиозных, коим и сочувствую»; «Ваше отношение к декрету об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»«Первому сочувствую, а второму нет»; «Ваше отношение к Советской власти»«Подчиняюсь».

С 1918 по 1927 год отец Василий был последовательно награжден скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом и возведен в сан протоиерея, а в 1929 году назначен настоятелем Николо-Заяицкого храма.

Жил он рядом с храмом, в комнате на втором этаже дома № 2 по Николо-Заяицкому переулку (ныне 2-й Раушский переулок) вместе с младшей дочерью Ниной: матушки Елизаветы уже не было в живых, она скончалась в 1927 году.

Бывшая прихожанка, Елена Алексеевна Мамонова, вспоминала: «Девочками мы с сестрой каждое воскресенье ходили в церковь Николы Заяицкого. Церковь была просторная, высокая, светлая, теплая; поражало ее богатое убранство. На больших иконах была одеты ризы, от которых исходил такой блеск – церковь была красавица. Хорошо помню настоятеля храма батюшку Василия. Худощавый, волосы были с проседью, на зачес, с тонкими чертами лица, внимательный и добрый к людям… После обедни мы с сестрой оставались всегда на панихиду – поминали свою бабушку. Батюшка Василий, бывало, прочтет нашу записку, поглядит в нашу сторону, подойдет к нам и отдаст записку, потом спросит у нас, как здоровье нашей мамы, как учились в школе. Наша мама была очень верующая, ходила в церковь на службы, и батюшка Василий хорошо знал нашу семью».

В 1929 году началась кампания по закрытию храма. Соседка протоиерея Василия Смирнова, Александра Николаевна Соколова, о том времени писала: «Служба в церкви проходила как-то тихо и не каждый день, иногда она была даже закрыта, потом опять была служба. Люди говорили, что о. Василий хлопотал перед властями, чтобы церковь осталась. Он иногда куда-то уходил, а дочь оставляла его дома и говорила: «Не ходи туда», даже сердилась… Отца Василия мы все – дети, проживающие по этому переулку, – называли «батюшка». Мы всегда к нему подходили и просили поцеловать крест, он нас благословит и даст целовать. Отец Василий до последнего дня ходил в черной одежде с крестом».

В 1931 году диакон Николай Васильевич Тархов по собственному желанию оставил храм, но о.Василий остался верен своему служению.

Сохранился красноречивый документ, датированный 3 января 1933 года: исполнительный орган Николо-Заяицкой общины верующих просил разрешить членам причта на Рождество и Крещение обойти с молебном квартиры прихожан. Уполномоченный по делам культа Ленрайсовета «хождение по приходу 7 и 19.01.1933 исключительно по приглашению верующих» разрешил.

Вскоре храм закрыли, и о.Василий перешел к своему свойственнику о.Петру Лагову в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. В те годы там собрался целым сонм будущих новомучеников и исповедников – многие церкви были закрыты или захвачены обновленцами, и о.Петр принимал священников, лишившихся места служения. 

В их числе были тесть о. Петра протоиерей Александр Крылов, 48 лет прослуживший настоятелем храма Иоакима и Анны на Малой Якиманке, и его сын о. Иоанн Крылов, настоятель храма Троицы в Листах; о. Илья Четверухин, настоятель храма святителя Николая в Толмачах; иеромонах Иларион (Громов), после кончины преподобного Аристоклия возглавивший Афонское подворье; о.Александр Хотовицкий, ключарь Храма Христа Спасителя, ближайший помощник Святейшего Патриарха Тихона, а затем митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха; о.Александр Величкин, священник села Щапова, а позже храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще; протоиерей Сергий Махаев, настоятель Петропавловского храма на Большой Якиманке; о.Александр Третьяков, священник церкви Благовещения в Петровском парке; о.Николай Лебедев, священник церкви святителя Николая, что в Мясниках; протоиерей Сергий Воздвиженский, настоятель Косьмо-Дамиановской церкви села Болшева Мытищинского района; протоиерей Андрей Воскресенский, клирик храма Успения Божией Матери, что в Казачьей слободе; протоиерей Борис Ивановский, первоначально служивший в храмах Павлово-Посадского района, а затем в храме Троицы в Листах; о.Александр Остроумов, настоятель церкви Николы в Голутвине (будущий архиепископ Товия).

Многие из них вынуждены были сменить не один храм, многим предстоял крестный путь: тюрьма, неправедный суд, расстрел или гибель в лагере или ссылке.

Священномученик Илья Четверухин был арестован в 1930 году и отбывал лагерный срок в Пермской области на реке Вишере. Погиб во время пожара 18 декабря 1932 года.

Преподобномученик Иларион (Громов) в 1931 году был осужден и отбывал три года ссылки в Северном крае. В 1937 году был арестован и 11 октября расстрелян на полигоне в Бутово.

Священномученик Александр Хотовицкий в 1920-м и 1921 годах подвергался арестам за преподавание Закона Божия. В 1922 году был осужден на процессе вместе со 105 другими священнослужителями и мирянами. В 1937 году был вновь арестован и вскоре расстрелян. Точная дата его мученической кончины и место погребения неизвестны.

Священномученик Сергий Махаев в 1924 году был арестован по доносу обновленческого «епископа» Антонина. В 1937 году после ареста церковного совета Богоявленского собора в Ногинске, где он служил, организовал новую двадцатку. Был обвинен в том, что ввел в нее «антисоветски настроенных лиц», и в 1937 году расстрелян на полигоне в Бутово.

Священномученик Андрей Воскресенский в 1930-х годах служил в Троицком храме на Воробьевых горах, а затем в храме Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. 31 октября 1937 года расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Священномученик Борис Ивановский 10 декабря 1937 года расстрелян на полигоне в Бутово.

Отец Иоанн Крылов в 1933 году был сослан в г. Ужур Красноярского края. С 1939 года служил в храме святителя Николая в Кузнецах. В 1945 году был арестован по дороге из храма прямо на улице и приговорен к десяти годам заключения, которое отбывал в Караганде (Казахстан). С 1954 года до своей кончины в 1957 году служил в московском храме Пимена Великого.

Отца Петра Лагова арестовали в 1935 году; выйдя на свободу, он служил в Рязани до своей кончины в 1943 году. После его ареста храм Григория Неокесарийского еще два года продолжал действовать. Вместе с о.Василием в то время служили о.Борис Ивановский и о.Александр Остроумов. Дочь регента Анна Сергеевна Крылова помнит, как о.Василий принимал исповедь, а после службы часто сидел на лавочке у дома причта: тихий маленький старичок в круглых очках.

Когда храм на Большой Полянке был закрыт, о.Василий переехал в подмосковное Кунцево. Последним местом его служения, с 1937 по 1938 год, стал храм Знамения Пресвятой Богородицы села Знаменского Кунцевского района. Скорее всего, именно в эти годы он был удостоен права ношения митры за богослужением.

Со своими родными батюшка общался редко и тайком, чтобы не навлечь на них беды. Его сын Николай к тому времени был профессором математики Московского педагогического института и одновременно сотрудником Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР.

По воспоминаниям внучки, Ольги Николаевны Смирновой, последний раз она видела дедушку под Рождество 1936 года. Он пришел, держа что-то под шубой, – это оказалась рождественская елка. Долгие годы она была запрещена как «религиозный пережиток», и лишь к 1936 году ее вновь разрешили.

22 марта 1938 года батюшку арестовали по обвинению в антисоветской агитации и заключили в Таганской тюрьме. Допрошенные свидетели привели его высказывания: «Всякая власть должна быть от Бога, а большевики самовольно захватили власть»; «Из Священного Писания видно, что власть, захваченная самозванцами, долго существовать не может, так и советской власти скоро придет конец»; «Советская власть гонит Церковь, арестовывает и расстреливает православных» и др. По словам тех же свидетелей, на квартире батюшки часто бывали верующие, с которыми он беседовал и для которых «устраивал религиозные обряды».

На допросах и очной ставке о. Василий виновным себя не признал. Подтвердил лишь, что говорил: «Раньше жили лучше, а теперь, при советской власти, везде и всюду создаются очереди; большевики только говорят, что всего много, а на самом деле ничего нет».

Обвинительное заключение было составлено по ст. 58-10 УК. 7 июня 1938 года постановлением судебной «тройки» при УНКВД СССР по Московской области протоиерей Василий Павлович Смирнов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне 1 июля 1938 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Похоронили батюшку в безвестной общей могиле.

23 августа 1989 года о.Василий был реабилитирован прокуратурой г. Москвы в соответствии с частью I статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930–40-х и начала 50-х годов».

20 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил протоиерея Василия Смирнова в Соборе новомучеников и исповедников. 

В том же году настоятелем Заяицкого храма был назначен его правнук протоиерей Димитрий Смирнов (1951–2020). Отец Димитрий начинал свое служение в Крестовоздвиженском храме Алтуфьево, также связанном с памятью о.Василия. Кроме того, в свое время он был настоятелем Троицкого храма в селе Горетове, где служил его святой сродник по линии матушки Елизаветы, священномученик Михаил Марков.

Тропарь, глас 5:

Нело́жный учи́тель зако́на духо́внаго/ облича́ет поуче́ния тще́тным,/ по́двигом до́блим священнострада́ния,/ беззако́нных же шата́ния посрамля́ет,/ сего́ ра́ди свяще́нство ца́рственное прие́млет на небесе́х/ Васи́лий прехва́льный,// моли́твенник о душа́х на́ших.

Кондак, глас 4:

Пе́рвее во учи́тельстве изря́дствуя,/ та́же и свяще́нства благода́ть восприи́м,/ на небоше́ственное по́прище подви́глся еси́, Васи́лие,/ житие́м и сме́ртию пропове́дуя// мир Христо́в, всяк ум преиму́щ.

Наверх