Входу Господа через Восточные ворота (Золотые) Храмовой горы в Иерусалиме предшествовала Лазарева суббота, день, когда было совершено величайшее чудо над Лазарем — Господь Иисус Христос воскресил его, Своего друга, из мертвых. В воскресенье 28 апреля 2024 года — в Неделю ваий — в нашем храме были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии, а накануне вечером было совершено всенощное бдение с благословением ваий. Служение поздней литургии в самый день праздника возглавил настоятель храма протоиерей Михаила Прокопенко. По прочтении Евангелия отец Михаил обратился к молящимся со словом. Мы приводим основные тезисы сказанного настоятелем.
- День торжественного Входа Господня в Иерусалим объединяет столько сюжетов, что бывает трудно даже все их одним взглядом охватить. Те из нас, кто ценит западноевропейскую живопись, имеют представление о сложных многофигурных полотнах Брейгеля или Босха, например. Когда долго их рассматриваешь, начинает кружиться голова от обилия деталей и представленных на полотне характеров. Евангельское повествование о входе Господнем в Иерусалим — такое же многоплановое, в нем очень много сюжетов развиваются параллельно.
- Мы слышим о восклицаниях детей «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!». А в это же время, оказывается, есть люди, которые желали бы не только самого Иисуса погубить, но и Лазаря, над которым Господь Иисус всего день назад совершил величайшее чудо — воскресил его из мертвых: покойника, который уже начал предаваться тлению, Господь вновь вернул к жизни.
- Были там и люди, которые просто пришли поглазеть на знаменитость, — Евангельское чтение нынешнего дня завершается словами о том, что потому и встретил Иисуса народ, ибо слышал, что Он сотворил это знамение — вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
- Мы видим гостеприимство сестер Лазаря, Марфы и Марии. Их дом, который был местом сетования и плача, сделался домом радости и счастья — они вновь обрели своего брата живым. Мы видим, как Марфа с усердием служит Господу Иисусу и его ученикам, а Мария, человек, по-видимому, тонкого и мистического склада, взяла драгоценные благовония и стала в знак признательности и любви отирать Господу стопы Его. И в то же время мы видим какую-то странную рачительность одного из учеников — Иуды Искариота, и по-видимому, он был таким не один, потому что другое Евангелие говорит о том, что в этом случае роптал не только Иуда: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Это еще один план в этой многоплановой композиции события Входа Господня в Иерусалим: где любви предпочитается эффективность, там, в конце концов, случается предательство. Господь в ответ на ропот учеников напоминает о простой и нами часто упускаемой из виду истине о том, что нищих мы всегда имеем с собой, а Его — не всегда, и добавил, что таким действием Мария приготовила его к погребению.
- И глядя как в некое зеркало на эти многочисленные лики и личины, обращенные к нам — книжников, фарисеев, учеников, тех, кто радовался и тех, кто скрежетал зубами от зависти, тех, кто просто созерцал удивительные события и тех, кто доискивался в происходящем глубокого смысла, — мы начинаем задумываться: а мы-то здесь где? С кем я сейчас? С теми, кто скрежещет зубами от зависти, от того, что тратится драгоценное миро? Либо я с теми, кто просто пришел поглазеть на сенсацию? А быть может, я с теми, кто с радостью принимает Господа Иисуса?
- И если внимательно посмотреть на свою собственную жизнь, в глубину своей совести, то можно понять, что все лики и личины сегодняшнего события, все многочисленные характеры, представленные на этом грандиозном полотне Входа Господня во Иерусалим, в нашей жизни и в нашем внутреннем мире часто бывают представлены в одно и то же время…
- Эта многоликость собственного внутреннего мира, братья и сестры, бывает ужасна, она приводит в изумление, поражает и иногда даже парализует страхом. И человек, видящий свое внутреннее состояние, недоумевает: что с этим делать? Как трудиться ради исправления своей жизни, если ты берешься за что-то одно и при этом неизбежно теряешь другое; ищешь справедливости и тут же утрачиваешь возможность человеку сопереживать; добиваешься эффективности в каком то деле и тут же понимаешь, что все это выглядит по-людоедски? Есть отчего закружиться голове!
Поэтому нам остается только одно — то, чему призывает нас в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел: «Господь близко! Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе!» (Флп. 4, 5 — 7).
- Мы должны открыть Богу свои сердца и помышления с верой и несомненной надеждой на то, что каждое из наших прошений будет исполнено. Это должно быть повседневным трудом всякого христианина, но в наступающую седмицу Христовых страданий наши молитвы должны приобрести особенный, покаянно-созерцательный характер, потому что никакой человеческий ум, никакое человеческое воображение в полноте не может вместить того чуда, которое совершится буквально в наступающие дни: Творец неба и земли подвергнет себя самому унизительному, самому страшному и бесчеловечному обращению. Он соизволил погибнуть ради нас, чтобы мы избавились от погибели; Он будет казнён ради нас, чтобы неотвратимость самой смерти упразднилась в нашей жизни. Он умрёт и будет погребен ради нас, ради того, чтобы мы в конце истории могли насладиться плодами Его победы над смертью, ибо мы вместе со всей Церковью чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.