Заповедь Божия о субботнем дне. Что она означает для христианина? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Заповедь Божия о субботнем дне. Что она означает для христианина?

04.05.2024

Публикуем слово настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Прокопенко за Божественной литургией в Великую Субботу 4 мая 2024 года в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя г. Москвы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Седмы́й день днесь освяти́л еси́, его́же дре́вле благослови́л еси́ упокое́нием дел:
прево́диши бо вся́ческая и обновля́еши, суббо́тствуя, Спа́се мой, и назида́я.
(тропарь 4-й песни канона утрени Великой Субботы)

Дорогие братия и сестры! В день Великой Субботы — воспоминания погребения Господа Иисуса Христа и Его сошествия во ад — бывает очень сложно что-то добавить к свидетельствам Священного Писания и той сокровищнице богословской мудрости и вдохновенного поэтического изящества, которую Церковь открывает перед нами в богослужении этих дней. Поэтому мы порассуждаем сегодня об одной хорошо известной нам заповеди Божия Закона — о заповеди о субботнем дне и о том, как нам надлежит исполнять эту заповедь.

Мы знаем из Священного Писания, что заповедь об особом характере субботнего дня имеет основание в истории Творения Божия. Наш Творец совершил «к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», — читаем мы в книге Бытия (Быт. 2, 2). Но седьмой день творения, день субботний — это не только день покоя. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его», — подчеркивает далее пророк и Боговидец Моисей (Быт. 2, 3). Мы видим, что сам процесс творения устремлён к благословенному и освященному дню покоя Божия — субботы.

Впоследствии особый, священный и благословенный характер субботнего дня вновь был утвержден на скрижалях Моисеева закона, причем заповедь, напоминая о шестидневном творении Богом мира и о наступившем в седьмой день упокоении от дел, предписывала шесть дней работать и делать всякие дела, а день седьмой — субботу — посвятить Господу Богу (см. Исх. 20, 8 — 11).

В историческом пути ветхозаветного человечества можно отметить несколько существенных черт, связанных с этой заповедью. Первая из них, самая простая и очевидная, связана с воспоминанием о Божием всемогуществе, явленном в творении Им мира из ничего. Вторая черта — приведение человеческой жизни к некоему ритму, в котором дни труда чередуются с покоем. Субботний день как бы изымал, освобождал человека из пучины труда, носившего характер проклятия — стяжания пропитания в поте лица (ср. Быт. 3, 19), — и возвращал его к общению с Богом и ближними. С этой же идеей освобождения были связаны ветхозаветные предписания о юбилейных годах, когда уничтожались долговые расписки, получали свободу пленники, пересматривались имущественные отношения. Наконец, памятование о дне Божия покоя — субботе — имело совершенно определенный эсхатологический смысл и указывало на мессианское время, и здесь следует говорить уже не только о воспоминании, но и о пророчестве и предсказании грядущего. Именно на эту черту нам надлежит сегодня обратить особое внимание.

Как и иные ветхозаветные предписания, ясная и недвусмысленная заповедь о хранении субботы постепенно стала затмеваться множеством ритуалистически понимаемых бытовых условностей — в книгах Нового Завета мы встречаем множество свидетельств об этом. Может показаться поэтому, что соблюдение со всей серьёзностью заповеди о субботе — это какой-то пережиток ветхозаветного времени, и она может казаться второстепенной и преходящей, а отношение к субботе и к предписываемому заповедью покою бывает высокомерным и едва ли не ироничным.

Однако принимая во внимание многочисленные евангельские чудеса Господа Иисуса Христа, сотворенные Им в субботние дни во время Его земной жизни, мы не должны упускать из виду то, что Он, совершая эти чудеса, не нарушил Закон, но исполнил его (ср. Мф. 5, 17).

Ведь именно субботний день стал днем исцеления расслабленного у Овчей купели (Ин. 5, 1 — 18); в субботу была освобождена от многолетнего недуга согбенная женщина — «дочь Авраама» (Лк. 13, 10 — 16); в субботнем молитвенном собрании были прощены грехи человека, имевшего парализованную руку (Мк. 3, 1 — 5); в субботний день Господь Иисус, с терпеливой настойчивостью беседуя с иудеями и защищая от их упрёков Своих учеников, срывавших колосья на пути (Мф. 12, 1 — 8), стремился обратить человеческую совесть от отягощающего её ритуализма к подлинному смыслу хранения субботы — во-первых, как дня благодарной признательности Богу — Творцу неба и земли; во-вторых, как дня богоподражательной добродетели, щедрости и свободы.

Наконец, мы должны вспомнить, что именно в субботний день — теперь он носит название Лазаревой субботы — Господь Иисус посетил дом своего умершего друга Лазаря и воскресил его из мертвых, прежде Своих страданий удостоверяя нас в общем воскресении (ср. тропарь Лазаревой субботы и Недели ваий). Таким образом, в-третьих — и это главное — субботние чудеса Господа Иисуса и предписанный заповедью покой субботы были указанием на нынешний день Великой Субботы, когда Солнце правды сокрылось в глубине земли; когда Богочеловек Христос Иисус телом Своим покоился — субботствовал — во гробе, а душою Своею снизошёл к томившимся в узах смерти бесчисленным поколениям людей и освободил их. Этот день — Великая Суббота — стал последним шагом крайнего снисхождения нашего Творца и Искупителя навстречу чающему спасения человечеству. Этот день — день Нового Завета между Богом и человечеством — Завета, совершившегося пролитием Крови Сына Божия на Кресте, Его смертью и Воскресением.

Какое же нравственное приложение имеет сказанное? Как заповедь о субботе должна исполняться нами? Ответ на эти вопросы мы находим во вдохновляющих и в то же время обязывающих нас словах церковного гимна — Херувимской песни нынешнего дня, некогда заимствованной из древнего чина литургии апостола Иакова: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным!»

Для нас, христиан, исполнение заповеди Божией о субботе — в трепетном, благоговейном и благодарном воспоминании о чуде сотворенного Богом мира; о Его благодеяниях человеческому роду и каждому из нас в отдельности; о Его спасительной смерти, которой всем нам приобретена жизнь, и жизнь с избытком (ср. Ин. 10, 10). И Церковь Христова бережно хранит и несет через столетия самый совершенный образ такой благодарности — заповеданное нам воспоминание смерти и Воскресения Богочеловека — Господа нашего Иисуса Христа в таинстве Его Тела и Крови — Божественной Евхаристии.

Со страхом Божиим и верою приступите!

Аминь!

Поделиться:
Наверх