Какой народ можно назвать избранным Богом и почему? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Какой народ можно назвать избранным Богом и почему?

07.07.2024

07 июля 2024 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Русской просиявших. Рождество Иоанна Предтечи.

Во второе воскресенье по Пятидесятнице Церковь прославляет сонм русских святых, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. В этот день позднюю Божественную литургию возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Степанов.

Во время литургии протодиакон Константин огласил Евангелие, по уставу читаемое в этот день.

Евангелие. Читает протодиакон Константин Степанов

Молящиеся в храме размышляли над словами Евангелия вместе с проповедником уже по окончании службы. Мы приводим здесь тезисы сказанного в этот день настоятелем храма.

Сегодняшнее воскресенье собрало три торжества. Первое, разумеется, абсолютно неотменяемое, — торжество о Воскресении Христовом.

Второе — воспоминание рождества величайшего из рождённых женами — Иоанна Предтечи, человека, которого Священное Писание называет ангелом, посылаемым пред лицем Сына Человеческого. Книга пророка Исаии пророчествует об этом человеке как о светильнике, который призывал сделать прямыми стези Господни в этом мире (см. Ис. 40, 3). Как о проповеднике и учителе покаяния говорит о нём и Священное Писание Завета Нового.

Третье торжество, которое пришлось на сегодняшний день — это торжество в честь всех наших святых сродников, всех святых Церкви Русской, просиявших в Русской земле, знаемых и незнаемых, именуемых и тех, кто нам представляется безыменным, хотя их имена на небесах у Господа в книге вечной жизни записаны золотыми буквами. И этих людей бесчисленное множество.

Сложно подумать о том, какая идея объединяет три нынешних торжества. О каждом из них можно, наверное, очень много сказать и очень много размышлять. А как сказать обо всех трёх торжествах вместе?

И сегодняшний подбор чтений Священного Писания являет своего рода красную нить, тему, которая объединяет их все и позволяет поразмышлять обо всех этих торжествах вместе. Это тема призвания и призванности.

Мы слышали сегодня в кратеньком отрывке из Евангелия от Матфея, как Господь Иисус призвал Своих апостолов. И они, оставив всё, что было их повседневными делами, последовали за Ним для того, чтобы впоследствии сделаться свидетелями Его Царствия. Затем мы слышим слова Нагорной проповеди Господа Иисуса — заповеди блаженства, хорошо всем нам известные. Перечисление заповедей блаженства – это то чтение, которое приурочено к празднованию памяти всех русских святых.

А затем мы слышали длительное повествование из самого начала Евангелия от Луки о рождестве Иоанна Предтечи. Это событие говорит нам о том, что вопрос избранности и призвания был в жизни этого человека, величайшего из рождённых женами, как сам Спаситель его назвал, ключевым моментом.

Нам сейчас может показаться, что призвание и избранность, особенно призвание к пророческому служению, это некая программа, которую вложил самовластный Бог в человеческую жизнь, и дальше человек, так сказать, по этой программе, которая предписана ему, должен поступать. Если мы читаем пророчества, то мы бываем склонны относиться к этому как-то магически, думать, что оно совершенно исключает вообще всякую свободу. Но правда жизни заключается совершенно в другом: каждый раз Божий призыв, обращённый к человеку, требует свободного отклика, свободного согласия.

Так было и в событии рождества Иоанна Предтечи. Его отец, благоговейный священник, и его мама, к сожалению, долгое время остававшиеся бездетными, — это были люди, которые были всецело преданы Божией воле. Это были люди, которые достойно проводили свои дни на земле, но тем не менее подвергались нападкам со стороны человеков, одержимых предрассудками.

Услышав волю Божию о грядущем рождении сына, возвещенную ему в алтаре Иерусалимского храма, единственного места истинного богопочитания в то время, праведный священник и пророк Захария усомнился; он с испытующим вопросом обратился к ангелу: «Как это будет, если я уже стар, а жена моя также уже состарилась вместе со мною?» И предстоящий пред лицем Божиим архангел Гавриил сказал ему о том, что у Бога не бывает ничего невозможного; он дал ему некое знамение — послушание молчать в течение девяти месяцев, пока не родится у него сын. Так мы видим, что чудо величайшего из рожденных женами потребовало личного подвига веры от праведного Захарии и от его благоговейной супруги Елизаветы.

Точно так же призванные на служение проповеди Христовой апостолы. Каждый из них был призван как друг; никто из них не был введен в число апостолов принудительно, и более того, были в Священной Евангельской истории моменты, когда Господь, увидев, что некоторые из поначалу последовавших за Ним людей оставили Его в конце концов, обратился к этим двенадцати и спросил их: «Не хотите ли и вы уйти?» И апостол Петр, выражая, по-видимому, общую волю всей апостольской общины, ответил: «Господи, кому нам идти? У Тебя есть глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 67 — 68).

Мы видим таким образом, что призвание неизменно, всегда требует информированного, ясно выраженного согласия. Это не программа предписанная; нельзя относиться к нему как к какому-то фатуму и судьбе. Призвание и избранничество — это то, что всегда адресовано и обращено к свободной, соизволяющей человеческой воле.

И то, что справедливо для одного человека, бывает можно отнести и к судьбе целого народа. Иногда говорят о русском народе как о народе избранном. Иногда этой темой начинают спекулировать, с одной стороны, люди, которые склонны к какой-то такой безудержной, безоглядной и нерассуждающей пропаганде, а с другой стороны — люди, которые наш народ почитают враждебным себе. Я однажды вопрос об избранности русского народа услышал от одного американского туриста, который приехал в Троице-Сергиеву лавру на экскурсию. Человек этот был, по-видимому, хорошо посвящен в какие-то вопросы осмысления истории нашего народа, конечно, с определенных позиций. И он спросил, по-видимому, имея какие-то свои резоны: «А считаете ли вы действительно русский народ избранным?» Пришлось тогда ответить ему, что избранным является абсолютно любой народ, как абсолютно любой человек в своей жизни обязательно слышит и видит ясное и недвусмысленное призвание к правде Божия Царствия. Но вот уже от человеческого соизволения зависит то, каким бывает отклик на это призвание.

Мы видим, что пророческое служение Иоанна Предтечи началось с соизволения и согласия его благоговейного отца-священника и его матери, жены священника. Мы видим, что возрастание апостольской общины началось с согласия и с готовности последовать за Господом Иисусом людей совершенно разных занятий, как правило, невысокого общественного положения, занимавшихся преимущественно тяжелым физическим трудом. С их согласия началось служение Церкви — то, что потом изменило лицо всего мира.

Сегодня мы вспоминаем всех наших святых сродников — людей, которые составляют бесчисленное множество русских святых. Каждый из них, братья и сестры, однажды ответил согласием на призыв последовать за Христом и Его Евангелием. Из этих маленьких голосков, из этих маленьких когда-то кем-то сказанных «да!» и состоит факт избранничества нашего народа. И наш народ можно назвать избранным, потому что бесчисленное множество его представителей однажды ответили согласием на призыв Господа Иисуса следовать за Ним.

И мы, братья и сестры, должны дорожить своей принадлежностью к этому народу. Пусть никто из нас никогда не стыдится имени русского, какое бы этническое происхождение каждый из нас ни имел. Есть люди, относящиеся к малым народностям разным, но всех нас, особенно исповедующих имя Христово, объединяет один – тот самый русский мир, который сегодня празднуется нами. Это люди, ответившие согласием на Божий призыв, обращенный к ним. Пусть никто из нас никогда не постыдится принадлежности к их числу.

А что бывает тогда, когда люди стыдятся такого избрания и такого призвания? Ответ на этот вопрос страшен: тогда происходят катастрофы в жизни народа. Одна из них, когда люди стали сомневаться в действительности Божия призвания, разразилась над нашим народом в страшном 1917 году. И до сих пор последствия этой катастрофы полностью не изжиты нашим народом. И, по-видимому, очень много еще времени пройдет, прежде чем все эти раны, тогда нанесенные ему, будут исцелены и забыты. Петр Аркадьевич Столыпин, замечательный русский государственный деятель, как-то сказал, что люди, которые отказываются от национального самосознания, делаются — он выразился иначе, но я скажу по-другому — удобрением, на котором произрастают другие народы. Когда мы, братья и сестры, пренебрегаем обращенным к нам Божиим призванием следовать Христу и Его Евангелию, мы стоим на пороге того, чтобы сделаться удобрением для других народов.

Да никогда не будет такого с нами, дорогие братья и сестры! Пусть каждый из нас помнит о том, что избрание — это не некий рок и не некое предначертание, которое сбывается в человеке с каким-то таким магическим автоматизмом. Призвание — это то, что всегда требует нашего согласия. А когда мы можем дать это согласие? Мы, однажды вступив в Церковь, казалось бы, уже дали это согласие. Но и всякий раз, когда на нашем жизненном пути стоит какой-то нравственный выбор между правдой и неправдой, добром или злом, между тем, чтобы солгать, либо стоять в истине, между тем, чтобы поступить по любви или поступить по корысти — всякий раз, когда мы делаем тот выбор, о котором просит нас Господь в Своем Евангелии, мы отвечаем Богу согласием и присоединяемся таким образом бесчисленному множеству избранного русского народа, к той торжествующей Русской Церкви, которая сегодня нами чествуется и празднуется. И пусть никто, братья и сестры, никогда не забывает об этих простых, но трудных, конечно, для исполнения истинах!

Проповедь протоиерея Михаила Прокопенко. Лучше, конечно, читать, чем слушать:)

Ну и по традиции — песнопения, исполненные за Божественной литургией в исполнении хора нашего храма под управлением регента А.В.Бандуриной.

Антифон «Хвали душе моя Господа» и «Единородный Сыне…»
Причастный концерт. Стихиры русским святым «Земле Русская…» в непривычном изложении. Привычное всем нам исполнение на подобен «Доме Ефрафов…» тоже звучало, но на Всенощном бдении накануне.
Поделиться:
Наверх