13 октября 2024 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.
За Божественной службой было предложено два отрывка из Священного Писания — из послания апостола Павла к Коринфянам и из Евангелия от Луки.
Монолог счастливого человека — именно так может быть охарактеризован отрывок из послания апостола Павла. С размышлениями на эту тему обратился настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко к верующим, собравшимся в храме для участия в Евхаристии. Ответы на вопросы о том, что значит быть счастливым человеком, мы можем найти и в Евангельском чтении этого дня.
Записи Евангельского чтения, слова настоятеля и еще одного монолога счастливого человека из Псалтири — второго изобразительного антифона из чинопоследования Божественной литургии — можно послушать ниже. А здесь мы разместим тезисы слова настоятеля.
Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравляю с воскресным днём!
В этот воскресный день я хотел бы начать своё напутственное слово с одного воспоминания. Однажды, когда мы были ещё студентами семинарии, один маститый преподаватель задал аудитории вопрос: «Братья, а что такое счастье?» Естественно, семинаристы — а нам тогда было 18, 19 или 20 лет — стали говорить всякие очень возвышенные вещи: счастье – это стоять у престола Божия; счастье — это наслаждаться благополучием семейной жизни, это отдавать всего себя служению Церкви и так далее. Много таких верных банальностей мы ему ответили, он вежливо слушал наши ответы, мягко не соглашаясь, а потом, глядя в окошко, на такое же серое небо, как сейчас, ответил: «Нет, братия; счастье – это когда настроение хорошее».
Мы были немножко поражены этим парадоксальным суждением. Дальше лекция продолжилась, мы занимались тем, чем должны были заниматься. Но многие из нас — а из общения со своими одноклассниками я понял это впоследствии — этот момент запомнили и даже как-то для себя отметили.
А ведь действительно, братья и сестры, что такое счастье? Люди, которые на этот вопрос пытаются ответить, отвечают на него абсолютно по-разному.
Очень интересное апостольское чтение было предложено нам сегодня, в котором апостол Павел говорит о своем самоощущении и самоощущении общины первых христиан.
«Мы, — пишет он Коринфянам, — умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». То есть, чтобы прощение, которое было даровано нам Богом, было в нас плодоносно.
«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, — пишет апостол, — во всем являя себя как служители Божии». И дальше мы видим характерный для письменности апостола Павла длинный ряд однородных подчиненных членов предложения: «В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, силе Божией, с оружием правды в правой и в левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах. Нас почитают обманщиками, но мы верны. Мы неизвестны, но нас узнают. Нас почитают умершими, но вот мы живы. Нас наказывают, но мы не умираем. Нас огорчают, а мы всегда радуемся. Мы нищи, но многих обогащаем. Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 1 — 10).
Вот так завершается сегодняшнее апостольское чтение. Можно задать себе вопрос: а, собственно, каким настроением проникнуты все эти слова? Ответ будет таким: это настроение счастливого человека, образ счастливого человека в этих строках является нам! И мы должны понимать, что, по свидетельству апостола и его современников (он ведь говорит не только о себе, а еще и о своих спутниках и единомышленниках), корень истинного и подлинного счастья находится в деле служения Богу. «Прекрасно, — кто-то скажет. — Это, наверное, действительно так. Но почему часто бывает так, что люди, которые в Бога искренне веруют, которые стремятся заповеди Его соблюдать, которые стремятся по правде Божией жить, которые стремятся под сенью креста Христова буквально каждый день свой проводить, — почему бывает так, что мы ощущаем себя несчастными людьми?»
Случается ведь такое, что люди, которым давно уже знакомы и богослужение, и молитвенная жизнь Церкви, которые Священное Писание изучили и прочитали, ощущают себя несчастными.
У этого есть несколько причин. Первая из них заключается в том, что наши представления о счастье очень часто бывают навязаны нам буквально откуда угодно. От людей, которые хотят продать нам какую-нибудь рыночную новинку. От людей, которые желают так или иначе воспользоваться нашими силами, возможностями, в том числе финансовыми. От людей, которые желают нас, так сказать, мобилизовать для каких-то своих совершенно земных и посюсторонних нужд. Ничто так хорошо не мотивирует людей на самые разные дела, как обещание какого-то призрачного счастья. Поэтому первое, что должен сделать человек, который в Господа верует, но продолжает чувствовать себя несчастным, — это подумать: собственно, а как я себе представляю счастье? Не навязано ли мое представление о счастье каким-то глянцевым журналом, прочитанным мной 20 или 30 лет назад? И если это так, то надо посмеяться над своей немощью и, так сказать, доверить Богу составлять повестку дня нашей счастливой жизни.
Апостол Павел пишет о том, что он был гоним, что он не обладал каким-то огромным ресурсом. Но этот его монолог счастливого человека не позволяет усомниться в том, что человек, написавший это, был человеком абсолютно счастливым. Наш епархиальный архиерей, Святейший Патриарх Кирилл как-то рассказывал о своем дедушке, священнике Василии Степановиче Гундяеве, который 30 лет провел в лагерях и ссылках. И вот однажды тогда еще будущий Патриарх задал ему вопрос: «Дедушка, а был ли ты счастлив?» Дедушка ответил утвердительно. Человек, проведший значительную часть своей жизни в ссылках и лагерях, тем не менее ощущал себя счастливым человеком!
То есть счастье, братья и сестры, — это не то, что мы полагаем для себя счастьем, и это не то, что нам навязывает в качестве некой витрины и приманки окружающий нас мир, а мир в данном случае – это множество сил, которые желают пользоваться нами и поглотить нашу жизнь. Счастье – это то доброе, что Бог приготовил человеку, а Он щедр, Он никогда не жаден. И наша задача состоит в том, чтобы уметь удержать себя от каких-то ложных ожиданий.
Но еще одна причина есть у того, что мы ощущаем себя несчастными людьми. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что нам надлежит поступать с другими людьми так, как мы желаем, чтобы поступали с нами (Лк. 6, 31 — 36). Бог благ по отношению к неблагодарным и злым, и нам надлежит быть такими же добрыми и благими по отношению к людям, которые, быть может до поры до времени остаются неблагодарными и злыми. Человек, который поступает так, нарекается, по сегодняшнему евангельскому слову, сыном Вышнего, имеет полное участие в наслаждении блаженством Отца своего Небесного. А это, братья и сестры, и есть другое наименование счастья.
Таким образом, быть щедрым и милосердным — это и значит быть счастливым человеком. И если мы, будучи верующими людьми, вдруг ощущаем себя несчастными, подумаем: а всех ли мы простили из людей, которые нуждаются в нашем прощении? Ко всем ли мы были так же милосердными, как Бог к нам был милосердным?
Братья и сестры! Наши размышления о счастье они требуют от нас совершенно определенных аскетических усилий и умственной дисциплины. Мы должны понять: не находимся ли мы и правда в плену какого-то когда-то кем-то навязанного нам стереотипного представления о счастье? Не будем, братья и сестры, свои представления о счастье формировать в зависимости от каких-то совершенно случайных, приходящих и посюсторонних вещей.
Доверим Господу Богу привилегию делать нас счастливыми. И пусть в этом нас уверяет и сегодняшний краткий, но очень яркий и мотивирующий Евангельский отрывок, и этот замечательный монолог святого апостола Павла в Послании к Коринфянам, где он, человек, который в конце концов жизнь свою мученически окончил, предстает перед нами совершенно счастливым человеком.
Аминь!
Проповедь протоиерея Михаила Прокопенко