Неделя 30-я по Пятидесятнице. Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Накануне были отслужены все предписываемые церковным уставом службы: в пятницу совершены: утреня, часы навечерия Богоявления («Царские часы»), изобразительны, вечером — вечерня Крещенского сочелльника. В субботу — Утреня и литургия Иоанна Златоуста, по окончании Божественной литургии — Великая вечерня праздника Богоявления с Великим освящением воды. Вечером совершено всенощное бдение.
В сам день праздника были совершены ранняя и поздняя литургии Василия Великого, по окончании поздней литургии — Великое освящение воды.
Событие сегодняшнего праздника хорошо всем известно. Сегодня за литургией был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Глава 3. Стих 13-17). Его вы можете услышать в записи.
По окончании Великого освящения в день Навечерия Богоявления и в самый день праздника к молящимся обратился настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.
Предлагаем послушать аудиозаписи и ознакомиться с основными тезисами сказанного настоятелем, а также посмотреть краткую фотоиллюстрацию служб наступившего праздника.
Сегодня все, кто набирает здесь воду, должны потрудиться убедить своих ближних, что эта святая вода – это указание на полноту церковной жизни, это некое послание этому миру, послание, понятное и выраженное на языке этого мира. Это послание о той великой правде, которая в церковной жизни укоренена и которая неизменно здесь пребывает. Это правда исповедания Бога, пришедшего во плоти. Правда исповедания Бога, сошедшего в юдоль земных человеческих страданий, подчинившего Себя стихиям этого мира, подвергшего Себя рождению в безвестности, варварскому обряду обрезания, рабскому Крещению, которое мы сегодня вспоминаем, подвергшего Себя самой бесчестной и мучительной смерти для того, чтобы люди более не подвергались самому ужасу смерти и имели надежду на воскресенье с Господом нашим Иисусом!
Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравляю с праздником Крещения Господня! Этот день радует всегда нас, потому что мы имеем некое материальное свидетельство Божия всемогущества в своих домах. Мы можем набирать эту воду, хранить ее сколько потребуется, всякий раз обращаться к этой святыне тогда, когда мы претерпеваем какие-то трудные обстоятельства жизни. Мы имеем ее как источник благодатных сил, но очень часто бываем склонны подчинять эту великую святыню — великую Агиасму — каким-то своим земным нуждам и пользуемся ею как средством.
А вместе с тем нынешний день — это день глубоко трагический, потому что схождение Господа Иисуса в воды Иордана — мутной и тинной реки (а Иордан – это не величественная река; по нашим меркам Иордан — это ручеек скорее, чем река), — означало указание на Его грядущее схождение в адскую бездну. Внимательный человек, ходящий в церковь, может заметить, что композиционно икона Крещения Господня, которая сейчас лежит посреди церковного собрания, очень похожа на каноническое изображение Воскресения Христова — Сошествия Господа в ад. В одном случае мы видим Его сходящим и погружающимся в воды, а на иконе сошествия в ад, которая каждый воскресный день выкладывается сюда, на середину церковного собрания, мы видим Его спустившимся в адскую бездну, подвергшего Себя поруганию смерти. Таким образом, нынешний день — это указание на ту еще имеющую наступить реальность, когда Бог, Творец неба и земли, стал смертным человеком и умер ради нас.
Поэтому никто никогда не должен относиться к этой святыне легкомысленно. Никто никогда не должен обращаться с нею суетливо. Всем хватит Крещенской воды — ведь одной капли достаточно для того, чтобы освятить целую человеческую жизнь. Поэтому не будем суетливы, не будем «работать локтями», не будем лишних слов около этой святыни произносить. Будем всегда помнить, на что указывает каждая капля крещенской воды — на истину Боговоплощения, на истину о Боге, который стал человеком и умер ради нас, чтобы мы имели возможность более не страшиться смерти. Смерть для каждого крещенного человека в ее ужасающей неотвратимости в некотором смысле пребывает уже за спиной: она уже пережита нами в купели крещения.
Да, мы когда-то обветшаем и умрем, но мы более никогда не останемся в тени смерти. А это, как говорил Иоанн Златоуст, уже не значит умирать.
Пусть, братья и сестры, нынешний праздник будет для нас временем не суеты, а размышления о дивных судьбах Божиих, реализующихся и во всей истории мира, и в жизни каждого человека. Каждый из нас имеет эту прививку смерти в виде крещения, и каждый из нас надеется на воскресение из мертвых следом за возглавившим человечество Господом Иисусом Христом — Богом, ставшим человеком для того, чтобы каждый человек имел возможность сделаться богом!
И картинки:







































