Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления.
Сегодня в нашем храме, согласно сложившейся традиции, милостью Божьей были отслужены ранняя и поздняя Божественные литургии. Служение поздней возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.
По окончании литургии отец Михаил обратился присутствовавшим с напутственным словом, посвященным словам апостола Павла в Послании к Ефесянам (Еф. 4, 7-13), особо обратив внимание на начальные и завершающие слова предложенного отрывка:
«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова!«
Мы нередко задаемся вопросом: а где предел христианского подвига и христианского совершенства? Казалось бы, аскетика учит нас довольствоваться малым, но даже в житейских делах не всегда бывает полезно довольствоваться малым и останавливаться на полпути. Если бы люди всегда довольствовались малым, то не явились бы в мире ни богатейшая христианская культура, ни сложное, основанное на богозаповеданной справедливости устройство общества, ни многое, многое другое.
«Эта неготовность довольствоваться малым должна быть нами особенно ценима в вопросах нашей христианской жизни. Когда апостол говорит о том, какова мера дарованного нам прощения, он указывает на идеал Богочеловека, на самого Христа.
Поэтому никогда никто из нас не должен почитать для себя достаточным достигнутого им уровня благочестия: «Я не краду и не убиваю — значит, я уже спасен; я пощусь дважды в неделю, как один персонаж Евангелия, — значит, я уже достойнее многих окружающих меня мытарей — я не убийца и не прелюбодей!» Если мы будем по-фарисейски искать для себя идеал в себе самих либо в окружающих нас людях, мы никогда ни к чему не придем. Мы должны взирать на Того, кто находится в центре нашего христианского исповедания — на Богочеловека, Господа Иисуса Христа. И именно эта мера и этот идеал должен быть всегда в центре наших представлений о должном и недолжном, в центре наших представлений о том, какой должна быть наша христианская жизнь. И мы должны понимать, что недостаточно быть просто хорошим человеком. Мы, размышляя о том, какой должна быть наша жизнь, должны на Господа Иисуса смотреть. И только Он должен определять, в какую меру нам надлежит возрастать.
Церковь в завершающие богоявленский цикл дни именно эти слова представляет нам, призывая нас, чтобы никто никогда в духовной своей жизни не довольствовался малым.
Пусть, братья и сестры, о своей жизни со Христом каждый из нас мыслит в превосходной степени, пусть никто никогда не пленяется какой-то повседневной рутиной, как говорил Алеша Карамазов в известном романе Федора Михайловича Достоевского: «Я не могу вместо всего отдать только две копейки и вместо того, чтобы следовать за Христом, ходить только к обедне». Пусть вся наша жизнь будет устремлена к Небесному Царству. Это трудно, но именно такой идеал сегодня перед нами представил святой апостол Павел в отрывке из послания к Ефесянам. Никто из нас не должен быть беспечным и прежде времени почивать на лаврах; никто из нас не должен почитать какое-либо из своих дел или целую совокупность своих дел достаточными для того, чтобы наследовать Небесное Царствие. Пока есть движение христианской души к Небесному Царствию, есть надежда, что это Царство для нее наступит. Но как только человек почитает для себя что-то достаточным, он тут же начинает катиться вниз…»

Затем настоятель храма напомнил молящимся, что в этот день пять лет назад Господь призвал в Небесное Царствие замечательного церковного труженика нового времени протоиерея Всеволода Анатольевича Чаплина, с которым довелось трудиться и служить некоторым клирикам нашего храма, в том числе настоятелю. Отец Михаил в нескольких словах рассказал о ревностном служении Церкви Божией почившего отца Всеволода и предложил соборно совершить о нем заупокойную молитву.