Где и как нам искать совершенства? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Где и как нам искать совершенства?

12.10.2025

12 октября 2025 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в нашем храме были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии. Служение поздней литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

Во время совершения службы были прочитаны два отрывка из Священного Писания — из Второго Послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор., 188 зач., IX, 6–11) и из Евангелия от Луки (Лк., 26 зач., VI, 31–36.).

Братия! Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

И Евангелие:

Рече Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!

После отпуста Божественной литургии размышлениями на тему прочитанных новозаветных отрывков поделился с молящимися настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. Поскольку пригодной для публикации записи не сохранилось, предлагаем вам в изложении несколько тезисов сказанного.

Апостол Павел в прочитанном нами сегодня отрывке из Послания к Коринфянам говорит о том, какой должна быть жизненная стратегия каждого христианина. «Кто скупо сеет, тот скупо и пожнет», — говорит апостол Павел, как бы опровергая привычную для многих из нас реальность, ведь нам кажется, что если мы где-то сэкономим раздавая, то мы таким образом сохраним свое богатство и изобилие. При этом речь может идти далеко не только о материальных вещах — люди бывают склонны экономить свои душевные силы, беречь свои нервы вместо того, чтобы разделить с ближним его скорби и тяготы. На самом же деле, если человек жалеет себя и заботится о сохранении своего материального или душевного комфорта, то в конце концов этот комфорт оскудеет сам собой.

Далее апостол говорит о более интересных вещах: оказывается, привычка быть либо щедрым, либо жадным способна либо привлечь, либо отдалить от нас благодать Божию. Как человек, который сам жаден, может надеяться получить прощение от щедрого Бога?

О том же свидетельствует и сегодняшнее евангельское чтение — часть Нагорной проповеди Христа Спасителя в изложении апостола и евангелиста Луки. Господь говорит, что должно исчезнуть из жизни христиан представление о том, что все наши взаимоотношения с ближними и с самим Богом должны строиться на основе какого-то равноценного обмена — «ты мне, я тебе». Напротив — и в этом смысле слова сегодняшнего Евангелия перекликаются с тем, что мы слышали и читаем у апостола, — мы должны прилагать усилия к тому, чтобы быть милосердными к людям, которые к нам вовсе не милосердны; чтобы идти навстречу людям, которые нам навстречу идти не готовы. И таким образом поступая, мы сделаемся сынами Всевышнего, который, как говорит Господь Иисус, есть благ по отношению к неблагодарным и злым. Он солнцу своему повелевает сиять на праведных и на неправедных; Он милость свою простирает на весь мир без исключения, на тех людей, кто слышит Его волю и внимает ей, и на тех людей, кто этой воли отвращается. Итак, и мы не должны делать другим людям того, чего не желаем себе. Это золотое правило Евангелия.

Но мы можем обратить внимание на то, каким образом эти же слова изложены в параллельном месте у евангелиста Матфея, и заметить, что там в изложении Нагорной проповеди Спасителя апостол Матфей использует другие слова. В Евангелии от Луки сегодня мы слышали: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден!». А те же слова у евангелиста Матфея изложены немного иначе: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен!». Можно задаться вопросом: а нет ли тут противоречия? Казалось бы, два евангелиста говорят об одном и том же, но разным образом они излагают завершающие слова Господа Иисуса о том, как нам надлежит выстраивать свои отношения с Богом и с человеком.

И если помнить, что Священное Писание имеет Единого Вдохновителя, хотя личные особенности восприятия каждого из водивших стилусом по доске либо по папирусу людей неизбежно оставляли свой неповторимый след, то мы поймём, что вот это мельчайшее разночтение, который может показаться противоречием, на самом деле противоречием не является. Это просто стереоскопический взгляд на одну и ту же реальность. В одном месте Господь говорит о милосердии и призывает подражать милосердию Небесного Отца. А в другом месте, читая о тех же событиях Нагорной проповеди, мы слышим слова о совершенстве.

Многие люди очень стремятся к совершенству, разные курсы «личностного роста» слушают, чтобы сделать свою жизнь совершенной, хотя, как правило, такие курсы готовят совершенного потребителя, совершенного эгоиста. На вопрос о совершенстве сегодняшнее Евангелие отвечает иначе: если мы хотим и ищем совершенства, то мы должны сопоставить два прочтения одних и тех же слов Евангелия и понять, что стремление к совершенству для нас, для христиан, должно быть стремлением к милосердию. Если мы хотим быть совершенными, то мы должны быть милосердными. Только так, а не иначе, разрешается вопрос о совершенстве человека и человечества. И там, где люди готовы быть милосердными, потому что это есть другое название совершенства, там и жизнь человеческая особым образом устраивается. Казалось бы, готовность прощать — это признак слабости, но на самом деле это та самая кротость, которая христианам усвоила большую часть мира! Кроткие наследуют землю, братья и сестры! Да, есть люди, которые не хотят этого понести и думают, что кротость и готовность прощать лишит их чего-то, в первую очередь, какого-то суетно понимаемого богатства и довольства. Но, отказываясь от этого принципа милосердия в своих взаимоотношениях с миром, с своими ближними, с самим Богом, они в конце концов приводят к реальности другие идеи и другие устремления, которые в конце концов погружают мир в расширяющуюся и совершенно ненасытную деградацию.

Мы должны Господу нашему подражать в Его щедрости, в Его милосердии, в Его готовности дожидаться обращения нас, грешных людей. Если Он так поступает по отношению к нам, то и мы также должны поступать по отношению к нашим ближним. И пусть, братья и сестры, никогда стремление к совершенству и готовность стремиться к совершенству, будучи милосердными, не истребится в человеческом роде.

Кто-то может сказать: ну хорошо, я буду милосердным, а как это изменит жизнь общества? Но забота об изменении жизни общества не является для каждого из нас делом актуальным, и каждый из нас должен трудиться на своем собственном месте. Преподобный Антоний Великий, замечательный и очень остроумный подвижник, рассуждая о богоподражательном совершенстве, как-то говорил: «Если ты видишь поток, ты не можешь поглотить его весь; но если ты просто утолишь в нем свою жажду, то уже получишь себе пользу». Точно так же и маленькие дела милосердия, возможно, не разрешат всех проблем и не изменят в одночасье жизнь общества; они могут показаться какими-то незаметными песчинками среди разливанного моря человеческих страданий. Но дела милосердия приближают нас к Богу, нашу жизнь приводят к соответствию евангельской правде. И поэтому, братья и сестры, если мы хотим совершенства, если мы ищем этого совершенства, то должны искать его только на путях милосердия, как об этом говорит замечательное и, казалось бы, неприметное разночтение между повествованиями двух евангелистов — апостола Луки и апостола Матфея!

Поделиться:
Наверх