Когда ночная тьма сгущается, сияние звёзд усиливается, и глаза заблудившихся к ним радостно возводятся. Так и ныне, когда на земле умножилась тьма греха, возведём наши глаза, братья, ввысь и, увидев сияние духовных звёзд, с тщанием устремимся к Небесному отечеству — да по молитвам святых Своих не лишит его нас, грешных, Господь.
(Седален по 3-й песни канона службы русским святым в русском переводе епископа Зеленоградского Саввы)
18 июня 2023 года, Неделя 2-я по Пятидесятнице. Праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. Позднюю Божественную литургию в этот день возглавил настоятель нашего храма протоиерей Михаил Прокопенко, который по прочтении Евангелия обратившись к верующим с пастырским словом, напомнил историю праздника:
Он появился в XVI веке, когда наш народ после ордынского ига, предшествовавшей и сопутствовавшей ему раздробленности, разорения, войн и тому подобного вновь ощутил свою общую судьбу, судьбу единой и многочисленной семьи. Эта служба сохранилась; она в современных богослужебных книгах связана с памятью нашего крестителя князя Владимира.
Но потом парадоксальным образом она была… забыта.
Мы не знаем, почему так получилось — может быть, причиной стала «книжная справа» XVII века. А возможно, это произошло от иллюзии, порожденной интенсивным численным ростом нашего народа, его успехами в государственном строительстве, хотя нельзя назвать время, последовавшее за XVI веком простым временем — это были и войны, и гражданское противостояние Смутного времени, и вообще очень непростой для нашего народа XVII век, и сверхнапряжение людских сил в веке XVIII, начавшемся реформами Петра… Но как ни странно, праздник этот перестал восприниматься как общенародное торжество.
Возобновлен он был тогда, когда историческая Россия рухнула, — в страшные годы революции и вновь потрясшей наше Отечество гражданской войны. Именно тогда, в 1918 году были составлены с любовью исполнявшиеся вчера за всенощной песнопения и молитвы русским святым. А почему так? Было ли это просто неким плачем о безвозвратно утраченной святыне?
Да, но не только.
Это было выражение потребности оглянуться вспять, вновь начать учиться у истории нашего народа. И сегодня мы должны вновь осознать эту потребность — посмотреть вспять на подвиг наших святых сродников. К истории России есть разные подходы, но самый верный из них — это восприятие ее как истории святости, как истории жизни целого народа с Богом.
Этот взгляд вспять — не просто взгляд исследователя. Это взгляд человека, взыскующего помощи и примера. И наши святые рады оказать нам эту помощь и подать пример.
Далее проповедник провел параллель между прошлым и настоящим. Казалось бы, многие вещи на первый взгляд стали анахронизмом, но отец настоятель обратил внимание на то, как казавшееся изжитым и пережитым в один день становится реальностью:
Сегодня это особенно важно. Есть много вещей, которые долго могли казаться изжитыми. Междоусобная брань, например. Враждебные поползновения в нашу сторону других стран. Смута. Опасность гражданского противостояния. Численное умаление народа, по всем признакам напоминающее катастрофу. Нашествие иноплеменников. Когда-то слова молитв литии, например, могли казаться просто памятником, хранимым из благоговейного почтения к старине. А сегодняшний день показал, что они звучат актуальнее, чем когда бы то ни было.
Молитва и труд.
Вот к этим двум словам могут быть сведены многообразнейшие подвиги князей и простолюдинов, воинов и монахов, святых жен и совсем юных отроков и отроковиц, юродивых и бесчисленного множества тех, о ком мы даже не знаем. Самоотверженный труд, непрестанный, вопреки природным условиям, бесконечным нашествиям, собственной лени и косности. И молитва — призывание помощи Божией и благодарность Ему. Наши предки умели находить силы для благодарности Богу, хотя их жизнь была несравнимо более тяжелой просто даже в житейском смысле.
И эта молитва Богу и призывание святых на помощь, соединенные с самоотверженным трудом, никогда не останутся без ответа.
Предлагаем прослушать аудиозапись проповеди и задуматься над словами проповедника.