Притча о двух должниках. Казалось бы, прощение должно возвысить человека, но иногда оно порождает страшную иллюзию морального превосходства. - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Притча о двух должниках. Казалось бы, прощение должно возвысить человека, но иногда оно порождает страшную иллюзию морального превосходства.

08.09.2024

8 сентября 2024 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея — притча о немилосердном должнике, иначе называемая притчей о двух должниках, изложенная в стихах с 23 по 35 18-ой главы этой книги Священного Писания. Предлагаем прочесть этот отрывок из Евангелия, а далее мы приводим запись слова настоятеля после чтения Евангелия и — для тех, кому легче читать, чем слушать — изложение сказанного им.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 23 — 35).

Запись слова настоятеля храма после чтения Евангелия:

И краткое изложение сказанного:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сейчас нам была предложена притча Христова о двух должниках. Мы узнаем себя в этой притче, особенно в первом должнике, который понимает, что долг его совершенно невозможно погасить. Когда он припал к коленам своего судьи и заимодавца, умоляя потерпеть, он понимал, что он лукавит и лжет, потому что такой долг — десять тысяч талантов, а это очень много — невозможно было вернуть. И когда он просил просто подождать, непонятно, на что он надеялся.

Но Господь всегда, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, дает нам больше, чем мы просим. Этот человек просто просил потерпеть, просил об отсрочке, а Господь простил ему весь его долг.

А дальше этот человек, окрыленный открывшейся внезапно перспективой новой жизни, жизни без долга, жизни без отягощающего сознания того, что ты себе не принадлежишь и что твоим ближним постоянно угрожает перспектива долговой ямы и продажи на невольничьем рынке, — нашел одного из своих должников и, как говорит евангелист Матфей, не просто стал просить о возврате долга, хотя и это было бы делом бесчестным, — он стал его душить, требуя какую-то ничтожную по сравнению с прощенным ему долгом сумму. Друзья заступились за несчастного и вновь вернули дело к рассмотрению щедрого и великодушного владыки. Мы знаем, что было дальше. Владыка небес и земли упрекнул прощенного должника: «Невозвратный твой долг простил я тебе; не надлежало ли и тебе таким же образом поступить?».

Печальна дальнейшая судьба этого человека, который, казалось бы, был самым счастливым из всех, но не оказался достаточно великодушным для того, чтобы понять, что вообще с ним произошло и какого дара он сподобился.

Эта притча понятна каждому: каждый из нас в глубине своей совести понимает, что нам надлежит быть милосердными по отношению к прегрешившим против нас, потому что Господь неизмеримо более милосерден по отношению к нам, непрестанно согрешающим перед Ним.

Но тут есть одна интересная особенность. Этот человек, будучи обременен огромным долгом — можно представить его жизнь — каждого стука в свою дверь боялся: а не пришли ли за деньгами? Он, очевидно, некоторым из своих заимодавцев и в глаза посмотреть боялся, и был с ними весьма покладист, вежлив и предупредителен, и не гнушался тем, чтобы униженно просить потерпеть, еще подождать, пока он, быть может, отдаст этот долг. И когда же с ним происходит эта страшная метаморфоза? Увы: тогда, когда он был прощен. Именно после этого из такой серой тени, из очень смиренного и покладистого человека он делается вдруг требовательным, делается грозой для своих ближних вплоть до того, что не только начинает чего-то у них просить, а даже друга своего душит в самом прямом смысле слова! Казалось бы, прощение должно возвысить человека, а здесь прощение породило у него иллюзию морального превосходства…

Все это имеет к каждому из нас самое прямое и непосредственное отношение. Мы, наслаждаясь Божиим прощением, иной раз бываем склонны взбираться на этот уродливый холм морального превосходства. Мы думаем, что дарованное нам прощение – это некий повод к тому, чтобы мы повысили свою самооценку и начали думать о себе совершенно неправедно, забывая о том, в каком униженном состоянии удерживал нас в течение долгого времени наш грех. Люди, еще вчера осквернявшие свою жизнь самыми тяжелыми согрешениями, получив прощение этих согрешений, начинают чувствовать себя вправе свысока, с позиции этого самого морального превосходства относиться к своим ближним…

А какие мысли должно порождать в нашей жизни дарованное нам прощение? Во-первых, и это самое главное — кроткую и смиренную благодарность простившему нас Богу. Это первое, без чего любая дальнейшая жизнь прощенного человека не имеет смысла. А второе, братья и сестры — это богоподражательное великодушие. Именно такой урок каждый из нас должен выносить от Чаши Христовой. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых во оставление наших грехов и в жизнь вечную, мы должны отходить от нее с великодушием, будучи готовыми, благодаря Бога о прощении наших согрешений, простить или хотя бы потерпеть наших ближних рядом с нами, хотя они очень часто бывают нам неудобными…

И эта маленькая особенность причти о двух должниках — оказывается, разными путями человек может пойти, получив прощение своих согрешений, — эта особенность должна быть нами самым серьезным образом осмыслена. Аминь!

Поделиться:
Наверх