Воскресение после Воздвижения: исповедание Христа и притча о званных на вечерю - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Воскресение после Воздвижения: исповедание Христа и притча о званных на вечерю

29.09.2024

29 сентября 2024 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

Напомним, что в храме продолжается престольный праздник Воздвижения Креста Господня, который является непереходящим и всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября.

По окончании службы с напутственным словом к молящимся обратился отец Михаил. Его размышления были посвящены евангельскому отрывку, где повествуется о Царе, который устроил званный пир для своих подданных. Что было дальше вы можете прочитать в стихах с 1 по 14, 22-ой главы Евангелия от Матфея. Для тех, кому легче слушать, сегодняшние Евангельские чтения мы приводим в аудиозаписи в исполнении клирика нашего храма протодиакона Константина Степанова.

Особое место в слове настоятеля было посвящено человеку оказавшемуся на брачном пире одному «персонажу» не в брачной одежде. О нем мы узнаем вот из этих строк:

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

В древности цари и князья имели обычай, особенно на Востоке, давать приближенным своим и друзьям в подарок верхние одежды; отвергнуть такой дар значило оказать презрение к дарящему (ср. Быт.45:22; 4Цар.10:22; Есф.4:4,8:15). Получившие такие одежды в них являлись во двор царский на пиршества. Впрочем, и другие приглашенные должны были иметь одежды праздничные; явиться в непраздничной одежде значило оскорбить пригласившего, и таковой оскорбивший, конечно, считался недостойным участвовать в пире.

Как судьба этого наглеца связана с современным миром? К этим размышлениям вас может подтолкнуть прослушивание аудиозаписи проповеди приведенной ниже.

Здесь же приведем основные тезисы сказанного настоятелем храма.

Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравляю с воскресным днём и с продолжающимся праздником великого дня Воздвижения Креста Господня. Мы говорили здесь уже после всенощной, накануне самого праздника, о том, что по времени это событие практически совпало с объявлением о веротерпимости в Римской империи, с изданием так называемого Миланского эдикта императором Константином Великим, после которого христианство сделалось государственной религией Римской империи.

Исповедание имени Христова из-под спуда, из потаенных мест, где это исповедание совершалось (хотя Церковь и расширялась буквально с первых дней своего существования), распространилось по всему пространству Римской империи, после издания Миланского эдикта в 313 году оно стало делом публичным и поощряемым даже государственной властью. Мы говорили о том, что очень часто издание Миланского эдикта, само это судьбоносное деяние святого равноапостольного императора Константина порицалось; говорили о том, что Церковь оказалась в плену у государственной власти и что это якобы сковало ее проповедь, что это якобы заставляло людей уклоняться от чистоты подлинного евангельского учения.

Но, с другой стороны, нет ни одного народа в мире, который сохранил бы христианское благовестие, не имея государственной организации своей жизни. Можно сколько угодно проповедовать каким угодно племенам, но если нет государственной организации человеческой жизни, то, как свидетельствуют о том две тысячи лет христианской истории, проповедь христианства бывает бесплодной. Да, там бывают яркие подвижники, бывают люди, обратившиеся ко Христу и своей жизнью послужившие Ему, но общество не переходит к христианской жизни – по евангельской причте о Сеятеле, проповеданное слово уподобляется посеянному при дороге: в следующем же поколении оно исчезает, потому что не имеет глубины для возрастания и развития.

Нельзя переоценить публичного исповедания имени Христова. Неслучайно Крест Христов был обретен для всеобщего поклонения именно тогда, когда само государство римское обратилось к тому, чтобы осознать и понять: без исповедания Христа, Бога, ставшего человеком, умершего за нас, сошедшего в ад и воскресшего из мертвых, невозможно далее никакое государственное строительство.

История последующая была очень противоречивой. Но все же мы могли наблюдать в этой истории удивительное явление «симфонии» — совместной заботы государственной власти и Церкви Божией о том, чтобы правда Божия умножалась на земле, чтобы люди следовали этой правде, и чтобы, в конце концов, всякая языческая дикость, отягощавшая человеческую жизнь, ушла из житейской практики людей.

Нам сложно сейчас, смотря ретроспективно, понять, от какого огромного количества зол и бедствий проповедь Евангелия, поддержанная силой государственной власти, избавила нас. Всё более возвышавшиеся представления людей о чести и достоинстве человеческой жизни – это ведь результат проповеди Христовой; смягчавшиеся с течением истории нравы людей – это ведь тоже следствие проповеди о Христе!

Поэтому и сейчас исповедание Господа Иисуса, воскресшего из мёртвых, Бога, ставшего человеком и пострадавшего ради нас – это вовсе не исключительно частное дело нашей жизни. В жизни есть вещи необратимые. Событие вхождения Церкви Христовой в ткань человеческой жизни и государственного обустройства этой жизни – это то, что обращено вспять быть никак и никогда не может.

Невозможно сейчас представить себе в качестве идеала бытие первохристианской общины; это то же самое, что представлять себе идеальным детское время жизни человека. Да, всякий ребёнок таит в себе огромный потенциал, и ещё много предстоит ему свободного выбора в жизни сделать, но назвать ребенка вполне полноценным человеком мы не можем. В конце концов, ребенку очень многое из вполне естественного для взрослого вещей недоступно и непосильно.

И историческое время, которое сейчас Церковь переживает, — это время зрелости, и никогда не нужно думать, что оно является каким-то неполноценном в сравнении со временем жизни первых христиан. Для нас не может быть потаенным делом исповедание имени Христова; особенно это касается нас, людей, которые населяют крупнейшую на сегодня исповедующую православное христианство страну в мире. Для нас вера в Господа Иисуса — это более не частное дело; мы не должны стыдливо прятать крестики свои, которые носим на себе. Нет ничего дурного в том, чтобы и о своей вере говорить ясно, и не только на словах, но и делами и своей жизни. Бывает иногда так, что приходится и в полемику с кем-то вступить, когда мы видим, что кто-то говорит вещи прямо противоречащие Божией правде, и это требует от нас некоторого мужества.

А можно задаться еще одним интересным вопросом: а что если не так? а что будет делать человек, если он, пользуясь всем тем, что приобрела для него христианская история, пожелает чувствовать себя, так сказать, свободным от всякого рода обязательств по отношению Господу Иисусу и благодарности за Его крестную смерть и Воскресение из мертвых?

Сегодня нам была предложена притча Христова о званных на вечерю. Царь, желая устроить вечерю брачную своему сыну, долго к этому готовился, приготовил обильные угощения, позвал людей, которые, казалось бы, всегда пользовались его расположением, а они отказались прийти. Один сослался на какие-то житейские дела, другой еще на что-то, да и в конце концов им хватило наглости еще и посланных с приглашением слуг оскорбить и унизить…

И потом получилось так, что Владыка дома пригласил на свою трапезу всех, кого удалось собрать. Разные люди пришли, и перед началом трапезы, обходя ряды возлежащих за столом — а на востоке за столом полулежали — Царь увидел человека, который пришел, не имея брачной одежды. Владыка дома спросил его: «Друг, как ты сюда вошел?» А «друг» молчал и ничего не отвечал.

Мы слышали, что потом произошло — слуги взяли его, связали и выбросили вон…

Это очень интересный и знаковый персонаж Евангелия — человек, который пришел на торжество своего Владыки — Владыки щедрого, Владыки, который совершенно даром пожелал его обрадовать, и не пожелал никак к этому торжеству приготовиться…

Здесь в лице этого гостя мы видим персонификацию паразитирующего на христианском наследии, на христианской цивилизации человека и даже человечества. Как много сейчас есть в мире сил, общественных объединений, интеллектуальных центров, которые с радостью и наслаждением пользуются тем, что было для них приобретено бесчисленными поколениями исповедующих Христа людей! А ведь вся западная в хорошем смысле слова культура — это порождение христианского мира. Наука, искусство, могущество технологий, которым мы сейчас обладаем во всех абсолютно областях, начиная от компьютеров и заканчивая медициной, индустриальным сельским хозяйством и так далее, — все это могло появиться только в христианской культуре и в рамках этой христианской культуры. Но увы: есть люди, которые, отметая христианское исповедание, желают пользоваться плодами христианской культуры, и эти люди предстают в евангельской притче о званных на вечерю в облике хамски пробравшегося на вечерю человека, который не потрудился даже привести себя в соответствие с атмосферой радости, которая была ему предложена…

Мы должны вот этой горькой участи опасаться. И вернемся снова к мысли, уже высказанной нами: никогда никто из нас не должен стыдиться исповедания Господа Иисуса Христа, Бога, ставшего человеком, умершего ради нас и воскресшего ради того, чтобы никто из нас более не страшился смерти.

Нам посчастливилось жить в христианское время истории; нам доверено благословение Божие хранить это исповедание имени Христова и передавать его тем, кто будет жить после нас.

Иногда это требует мужества, дерзновения; иногда это, быть может, сопряжено с каким-то ситуативным неудобством, но мы должны помнить: Господь Иисус Христос всегда верен своим обещаниям. С теми, кто пожелает последовать за Ним, Он поделится своей победой над смертью! Аминь.

В завершение напутственного слова отец настоятель поздравил всех именинниц, носящих имя Людмила, с именинами, и напомнил об еще одном престольном празднике, который будет отмечаться в крестильном храме нашего церковного ансамбля, освященном в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Ну а если вы решите вернуться к воспоминаниям о престольном празднике, в разделе «поиск» нашего сайта вы можете ввести запрос «престольный праздник», и наш ресурс вернет вас к воспоминаниям минувших лет.

Евангелие. Читает протодиакон Константин Степанов
Напутственное слово протоиерея Михаила Прокопенко.
Поделиться:
Наверх