"Единство духа в союзе мира". О подлинном единстве и энтузиазме толпы - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

«Единство духа в союзе мира». О подлинном единстве и энтузиазме толпы

15.12.2024

15 декабря 2024 года, в Неделя25-ю по Пятидесятнице позднюю Божественную литургию возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

За Воскресной службой звучал отрывок о богатом юноше, который приступил к Господу с вопросом:

Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Всем православным христианам хорошо известен этот отрывок изложенный в стихах с 18 по 27 18-й Главы Евангелия от Луки. Двумя годами ранее, также после Божественной литургии отец настоятель рассуждал об этом отрывке.

Сегодня же слово проповедника было посвящено краткому отрывку из посланий  Апостола Павла к Ефесянам:

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Предлагаем вашему вниманию текстовую и аудиоверсию сказанного, а также избранные песнопения звучавшие за сегодняшней литургией в исполнении хора под управлением А.В. Бандуриной

Аудиозапись напутственного слова настоятеля по окончании литургии. Тезисы в виде текста — ниже:)
Благослови душе моя Господа.
Хвали душе моя Господа и «Единородный Сыне…»

Херувимская песнь и Великий вход.

И некоторые тезисы из сказанного настоятелем в напутственном слове:

Апостол Павел, находясь в узах, писал эфесским христианам, умоляя их сохранять единство духа в союзе мира: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Далее он приводит обоснование этого призыва: «Мы являемся одним телом и живём единым духом, как призваны к одной надежде нашего призвания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми и через всех и во всех нас» (Еф. 4, 1-6). Основание чаемого единства человеческого рода таким образом находится в единстве нашего Творца, хотя мы, к сожалению, подчас наблюдаем в человечестве какую-то страшную и отягощающую раздробленность. Сколько взаимоисключающих явлений мы можем наблюдать в жизни, причём нередко эти взаимоисключающие силы и стремления наполняют сознание одного человека…

Сегодня много звучит с разных самых сторон призывов к единству. Но когда мы говорим о единстве, мы должны понимать, что подлинное единство возможно только там, где сохраняется памятование о едином Боге, служение единому Богу и молитва единому Богу.

Все остальные способы отыскать единство в мире людей так или иначе бывают обречены на неудачу — на попытки обустроить это единство насильственным путём, либо на попытки солгать себе и всем остальным, убеждая себя и всех остальных в том, что единство уже существует. Но на самом деле его нет.

Таким был, кстати говоря, итог социалистического эксперимента. Когда люди, ставившие этот эксперимент над человечеством и в частности над нашим народом, чуть-чуть ослабили хватку на горле нашего народа, стало понятно, что никакого единства на самом деле нет, и что только постоянным враньём и себе, и другим можно утверждать нечто о достигнутом единстве. Но единства этого не было. И последовавшие, к сожалению, при распаде нашего единого Отечества гражданские войны — одна из них идёт сейчас на землях исторической Руси — показали цену всего этого вранья.

Какое же единство может быть в человеческом роде долговечным и не подверженным немедленному распаду? Только единство в истинной вере и причащении от единой чаши Тела и Крови Христовых, в воспоминании единой Жертвы Господа Иисуса Христа, принесенной за нас на Кресте; в воспоминании Его смерти и Воскресения. Только это единство, братья и сестры, не истлевает. Все остальные попытки построить это единство на любом основании, какими бы основаниями ни прикрывались эти попытки, обречены на неудачу.

Мы в последние годы видели много примеров того, каким бывает общественный энтузиазм, энтузиазм толпы: и майданные пляски в Киеве, и так называемые «цветные революции» во многих странах мира. Сейчас и древняя земля Сирии, отмеченная подвигом многих христианских святых, пала перед энтузиазмом толпы. Мы можем заметить, глядя на всё это, что энтузиазм толпы — это всегда разрушение, это всегда распад и стремление к распаду. Мы можем вспомнить, что энтузиазм толпы в страшном своем облике предстает перед нами и на страницах Евангелия, когда люди, перед этим кричавшие «осанна сыну Давидову!», стали требовать смерти Христовой и кричать Пилату: «Распни, распни Его!». Вот так выглядит энтузиазм толпы, вот так выглядит единство, построенное вдали от исповедания единого истинного Бога, — оно неизбежно становится разрушительным.

И когда кто-то нас зовет к единству под какими-то знаменами, мы должны очень осторожно относиться к этим призывам. Мы должны следовать только одному призыву — объединиться у чаши Христовой в исповедании Его священного имени, в воспоминании и исповедании смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Единственным знаменем, под которое можно без сомнения идти и не бояться под ним объединиться, является знак Креста Христова. Все остальные призывы к единству имеют ограниченный и опосредованный характер.

Поэтому, братья и сестры, будем всегда осторожны. Будем помнить: все попытки отыскать единство людей, которые стоят далеко от призывания имени Христова, — это всегда разрушение, страдания людей, несправедливость, которая делается законом и привычкой; это всегда нечто такое, что в конце концов человеческую жизнь превращает в ад.

Мы же должны стремиться, как апостол Павел учит, к другого рода единству — к единству духа в союзе мира, к единству в исповедании имени Христова, а единственное учреждение в мире, в котором это единство возможно, — это община исповедующих Христово имя, это Церковь Христова.

Кто-то может задаться вопросом: «Да, мы видели беснующиеся толпы на площадях, но я-то на площади не хожу, мой путь — от квартиры до работы и потом, милостью Божией, до церкви; что мне в таком случае угрожает?»

Горькой приметой нынешнего времени является то, что энтузиазм толпы, который ранее выплескивался на площадях, сейчас, во время, когда люди с площадей ушли, пришел к многим из нас домой. Площадь пришла к нам домой, она дотянулась до каждого из нас! Коллективная истерика теперь приобрела другого рода характер — теперь она в бесконечно пересылаемых друг другу тревожащих сообщениях, лозунгах, манипулятивных призывах и тому подобном. И наша задача состоит помимо прочего в том, чтобы преграду поставить между собой и площадью, между собой и этим коллективным помешательством, которое, оказывается, не требует физического присутствия на «майдане», ведь «майдан» может прийти к нам домой, с «майданом» в кармане мы можем ходить…

Будем же стремиться к тому единству, которое Бог заповедал нам и о котором сегодня говорит святой апостол Павел, — к единству в исповедании имени Христова. Человек, который к такому единству стремится, никогда не ошибется в ситуации сложного житейского или даже политического выбора; за всяким эмоциональным призывом он будет способен распознать «второе дно» этого призыва, попытку завладеть нашим вниманием, нашим внутренним миром, попытка мобилизовать нас на совершение вещей, которые совесть христианская никогда не должна позволять нам совершать. Будем хранить единство духа в союзе мира, будем хранить христианское трезвомыслие, а возможно это только там, где мы всегда памятуем о жертве Христовой, о Его крестной смерти и Его тридневном из мертвых Воскресении.

Поделиться:
Наверх