Кто есть мой ближний?
28 ноября 2021 года, в 23 неделю по Пятидесятнице настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко обратился к молящимся со словом, посвященным притче из 10 главы Евангелия от Луки «О добром самарянине»:
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. (Лк. 10, 25 — 37).
Ближний — это любой человек, с которым мы встречаемся лицом к лицу, подчеркнул отец Михаил. В этом заключается существенное отличие христианского милосердия от светского и антирелигиозного гуманизма и филантропии. Беда нашего времени заключается в том, что мир навязывает нам идею любить дальнего, а не ближнего; идею о том, что нам надлежит иметь попечение, например, о таянии льдов в Антарктиде, об изменении климата, о страдающих и угнетённых людях, которых мы никогда не видели и, может быть, не увидим. Такая «забота о дальнем» находится в противоречии с тем, что требует от нас Священное Писание. Нам надлежит любить ближнего, а вся остальная жизнь человеческого общежития будет устроена добрым образом, если мы в соблюдении этой заповеди — о любви к ближнему — окажемся верны Евангельскому призыву.
«Мы бываем склонны изобретать себе различные дела: помогать кому-то, кто находится далеко, бороться за высокие идеи, но в это время в полном пренебрежении остаются люди, которых Господь поставил рядом с нами, в первую очередь — наша семья, родные, — сказал далее настоятель храма. — Очень легко быть благочестивым вне дома, а при этом с ближними находиться в отношениях кошки с собакой. Господь в этой притче указывает нам, что самый важный для нас человек — это тот, кого Господь посылает нам здесь и сейчас, тот, кого мы видим лицом к лицу. И человек, который привык поступать по заповеди с ближним, скорее всего, и с дальними будет поступать достойно и честно».
Таким образом, Евангелие требует от нас не безадресной филантропии, а подлинного и конкретного дела любви к ближнему.
Ещё один глубокий момент данной притчи — вопрос Господа, заданный законнику:
«Кто из этих троих (т.е. священника, левита и самарянина — прим. ред), думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10, 36).
Нам может казаться, что здесь в тексте допущена неточность, и этот вопрос должен быть задан по-другому: «Кто был ближним для милосердного самарянина?» Однако Господь иначе задает вопрос законнику. И этот маленький нюанс обращает нашу мысль в новом и неожиданном направлении: оказывается, дело не только в филантропии, милосердии и совершении добрых дел, хотя и это очень важно; дело еще в том, что, творя дела милосердия, нам надлежит обрести в Господе своего ближнего. Господь, оказывающий нам ежедневно и ежечасно свою милость, вот кто есть нам истинный Ближний! Цель нашей христианской жизни состоит в том, чтобы в Боге обрести своего ближнего, узнать Его, оказывающего нам милость, и возлюбить Его так, как требует того первая заповедь.
В завершение отец Михаил обратился к молящимся с напутственным словом о наступившем Рождественском посте — о времени, когда Церковь готовит своих чад к встрече с Богом, пожелавшим стать нашим ближним; к встрече с Богом, ставшим человеком и подъявшим на Себя всю человеческую боль, все язвы и скорби человеческого рода.
Предлагаем послушать запись проповеди.