О ложно понятой свободе и о ложно понятой верности. Притча о блудном сыне. - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

О ложно понятой свободе и о ложно понятой верности. Притча о блудном сыне.

03.03.2024

Я́ко блу́дный сын приидо́х и аз Ще́дре, житие́ все ижди́вый во отше́ствии. Расточи́х бога́тство, е́же дал еси́ мне О́тче: приими́ мя ка́ющася, Бо́же, и поми́луй мя. 

3 марта 2024 года, Неделя о блудном сыне — еще одна подготовительная ступень к Светлому Христову Воскресению. Служение поздней литургии в этот день возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

Из названия недели становится понятно, какой отрывок был прочитан за богослужением — притча о двух сыновьях или иначе — притча о блудном сыне из Евангелия от Луки. Проповедь прозвучала сразу после оглашения Евангелия:

Всем понятен очевидный смысл притчи: Господь всегда ожидает обращения к Нему согрешивших людей. Любого человека, что бы ни происходило с ним, в какие дебри ни завели бы его собственные глупости и ложно понятая свобода, — всегда ждет на небесах Бог, ожидающий нашего обращения. 

Но данная притча изобилует множеством подробностей, которые могут прояснить взаимоотношения Бога, человека и людей между собой. В частности, очень ценны в этой притче наставления о ложно понятой свободе и о ложно понятой верности. Пример двух сыновей назидателен для каждого из нас.

Младший воспользовался мнимым правом претендовать на часть имения, фактически воспользовался наследством еще при живого родителя, дерзновенно и своевольно преждевременно вступил в права наследника. Что было дальше, всем хорошо известно: неблагодарный сын истратил доставшееся ему богатство, совершенно расстроил свою жизнь, пришел к нищете и стал нуждаться. Именно так ложно и превратно понятая свобода, корыстное, жадное и своевольное использование Божиих даров разрушает человеческую жизнь и неизбежно приводит ее к банкротству…

Не менее важным и назидательным является приводимый в притче пример ложно и превратно понятой верности. Старший брат, услышав ликование в доме отца — а это был и его дом, — омрачился странной и парадоксальной завистью настолько, что даже не хотел войти и присоединиться к общей радости. А отец обоих братьев вышел навстречу старшему брату так же, как перед этим выходил навстречу младшему…

Ложно понятая верность ничуть не менее опасна, чем ложно понятая свобода. Как получается, что человек превратным образом понимает свою верность Богу, людям и вообще какому-то долгу? Это происходит тогда, когда добродетель верности сопровождается осуждением, произнесением своего суда прежде чем Единый истинный Судия — Бог — произнесет Свой суд.

Вот она, фарисейская закваска, о которой говорил настоятель неделю назад! Праведность и верность становятся губительными, перестают быть добродетелями, если соединяются с самовольно присвоенным правом судить кого-то прежде Божия суда, как это произошло с фарисеем из причти о мытаре и фарисее и со старшим сыном из притчи о двух сыновьях. Так может быть обесценено любое доброе дело.

В Евангельском чтении позапрошлой недели подобное суждение вынесли люди в отношении Закхея, который влез на дерево, чтобы увидеть Господа. Люди назвали его грешником, а Господь с радостью принял его покаяние и дерзновение. 

Открывая нам путь к Пасхе Господней, Церковь Христова желает устранить из наших душевных очей омрачающее их бревно (Мф. 7, 5) — готовность обвинять и осуждать других людей прежде Божия суда над ними. Не отказавшись от злого навыка осуждения, невозможно чистыми очами и чистым сердцем увидеть свет Воскресения Христова.

Запись слова настоятеля приводится ниже. А прошлогодний разговор на эту тему можно найти вот тут.

Лосев Николай Дмитриевич (1855-1901). Блудный сын (1882 год, холст, масло)
Поделиться:
Наверх