О Торжестве Православия. При чем здесь иконы? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

О Торжестве Православия. При чем здесь иконы?

13.03.2022

13 марта 2022 года, по прочтении Евангелия за Божественной литургией настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко обратился к молящимся с проповедью, посвященной празднику Торжества Православия.

Может показаться, что вопрос о возможности священных изображений и почитания икон был второстепенным, и только наивностью людей можно объяснить порожденную спорами об иконопочитании многолетнюю страшную смуту в Римской империи.

Однако не следует относиться к людям прошедших столетий высокомерно. Вопрос о почитании икон был вопросом серьёзным. Это не был спор об обрядах; это — вопрос о том, реально ли Бог вошёл в ткань человеческой истории. Христиане отстаивали возможность создания и почитания священных икон потому, что невидимый Бог призвал нас в свои свидетели, сделавшись видимым  человеком. Из реальности Боговоплощения прямо проистекала необходимость священных изображений — Церковь не могла оставаться культурно бесплодной.

Каждый раз, взирая даже на самую маленькую бумажную иконочку, мы должны возвращаться в своих мыслях к этой мысли: мы можем изобразить Бога, потому что Он сам этого захотел, сделавшись человеком, и настолько приблизился к нам, что мы можем наслаждаться неизреченным единством с Ним.

В чтениях Священного Писания, предложенных сегодня, несколько раз возникает тема видения. Видения не как зрения — присущей и животным способности различать изображения, а видения внимательного, испытующего и сосредоточенного, видения, ожидающего ответа. Вот как говорится об этом в Евангелии от Иоанна:

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Тема видения является для христиан существенной и важной потому, что видеть можно только то, что реально. Видение это не галлюцинация; даже мысленный взор возможен только тогда, когда человека смотрит на реальные вещи и события. И возвращаясь к вопросу почитания икон и Сошествия Бога в мир людей, следует сказать, что это — Боговоплощение — и есть самая сердцевина христианского исповедания, того, что является православным исповеданием веры. 

И поэтому церковь так дорожит святыми иконами.

В пользу сказанного есть и свидетельство «от противного»: большинство идей и общественных сил, которым Евангелие чуждо и которые борются с Евангелием и с евангельской истиной с самых разных позиций (религиозных, культурных и т.д.), объединены иконоборчеством как одной общей чертой: они все считают почитание икон либо идолопоклонством, либо культурным излишеством, либо примитивной наивностью на грани умственной отсталости. Причина этому — неприятие Евангелия в его сущности — неприятие исповедания Бога, сделавшегося человеком, Бога, явившегося во плоти, Бога, сделавшегося нам настолько близкими, что Он даже пожелал вкусить нашу смерть ради того,  чтобы мы не остались в этой смерти, и чтобы могли разделить с Ним Его воскресение.

У всего этого есть одно важное практическое применение: видеть Бога, взирать на Него, сделавшегося нам таким близким, требует от нас определённого усилия. Есть много вещей, которые нас отвлекают и мешают придти к Нему и видеть, как это сделали апостолы. Часто видению мешают помехи, которые затмевают наш разум, в первую очередь — грех. Об этом говорится в последних строках сегодняшнего апостольского чтения из Послания к евреям:

Посему и мы, … свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Будем приносить Богу истинную благодарность в каждом деле нашей жизни, а вершиной этой благодарности является ответ согласием на приглашение Господа Иисуса «прийти и видеть» — вкусить Его Тела и Крови в Таинстве Евхаристии.

Предлагаем послушать аудиозапись проповеди.

Поделиться:
Наверх