О церковных правилах и околоцерковных суевериях - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

О церковных правилах и околоцерковных суевериях

27.06.2023

Какие советы о поведении в храме и в жизни не стоит принимать всерьёз? Об этом шла речь в беседе корреспондента православной газеты «Крестовский Мост» Марины Морозовой с настоятелем нашего храма протоиереем Михаилом Прокопенко.

Существуют вполне уместные советы о поведении в храме, о том, например, как правильно ставить свечи или как вести себя при отпевании. Но часто вместо церковных правил навязываются различные суеверия. Как же отличить одно от другого? На вопросы об этом отвечает настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево протоиерей Михаил Прокопенко.

— Откуда берутся околоцерковные суеверия, отец Михаил?

— Как правило, суеверия появляются там, где люди напуганы. Ставший привычным испуг— это общее место всех суеверий; этот испуг глубоко укоренен в язычестве и магическом сознании; он происходит от недостатка веры, слабой укорененности в Евангельской правде. Суеверный человек боится любого знака, любого неосознанного движения. «…Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), — говорит Господь своим последователям. И мы ни в коем случае не должны чего-то бояться. Единственный страх, который можем себе позволить, который и страхом-то в житейском понимании нельзя назвать, — это страх любви и благоговения, молитвенного поклонения Творцу. Страх Божий. А различные суеверия — имя им легион — искореняются только постоянством в церковной жизни, посредством которой все предрассудки и связанный с ними страх разгонятся, как утренний туман. От них не останется и следа, если человек будет веровать разумно, учиться понимать церковное богослужение, постоянно и с благоговением читать Священное Писание, особенно прямую речь Спасителя в Евангелии. 

  — Верно ли, что чем больше и дороже свеча, тем больше шансов, что твои молитвы и просьбы будут услышаны? А если это не так, почему же свечи предлагаются разные?

— Размер свечи не имеет значения, Господь взирает на расположение сердца человека, и никогда ни одно из добрых дел Он не оставит незамеченным. Вспомните Евангельский рассказ о двух лептах вдовицы, оказавшихся куда более весомыми, чем те дары, которые приносили в церковную сокровищницу состоятельные люди (Лк. 21. 1 — 4). Они жертвовали от своего избытка, а вдовица – от своего недостатка. Церковная свеча – это видимый знак принесенной нами жертвы для церковной общины, в которую мы пришли с просьбой помолиться о близких. Знак того, что человек принес посильное материальное пожертвование для того, чтобы поддерживалось убранство храма, радовало слух благоговейное пение, производился текущий ремонт. Значение имеет сама готовность человека принести посильную жертву, чтобы церковная община благоденствовала, процветала, украшалась. Свечи предлагаются разные, потому что каждая из них предполагает то или иное пожертвование, готовность человека что-то изъять из своего обихода и отдать на благо церковной общины. 

— Некоторые уверяют, что запрещено передавать свечку левой рукой. Бдительные прихожане могут сделать замечание. Как на это реагировать?

— В таких случаях приходится говорить уже даже не о суевериях, а о бесцеремонном хамстве некоторых людей, позволяющих себе делать кому-то замечания в доме Божьем. Это уже проблема отсутствия общей культуры, в том числе, и церковной. 

  — Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то ты берешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали. 

— Мне кажется дикой сама мысль о том, что видимое обозначение победы Господа нашего над смертью, — крест, который мы носим на себе в знак признательности, благодарности Богу за Его великую жертву, крест, который из символа позорной смерти стал знаком победы над ней, может кому-то принести опасность или несчастье. Нужно раз и навсегдя понять: Бог ни в коем случае не является источником скорбей. Самое опасное для нас существо – это мы сами, наша злая воля. Мысль о том, что Крест Христов может быть для человека чем-то угрожающим, — такая мысль наполняет меня ужасом. И вообще, на мой взгляд, называть крестом свои жизненные сложности, по меньшей мере, высокомерно, это неоправданная дерзость, в этом есть даже нечто кощунственное. По большому счету, есть только один Крест — тот, на котором умер наш Господь Иисус Христос. Убежденность в том, что, подняв оброненный кем-то крест, становишься участником чьих-то скорбей, идет вразрез с христианским сознанием.

— После кончины близкого человека в доме принято завешивать зеркала. Это традиция или церковное правило? 

— Это всего лишь обычай, причем, судя по всему, не повсеместный. Мне довелось отпевать много людей, и только в незначительном количестве случаев он исполнялся. Придавать ему специальное значение не стоит. Если люди исходят из соображения, что кто-то им там явится, то это просто глупость. Зеркало – обычный оптический прибор, очень удобный и подчас незаменимый в быту — попробуйте, например, представить себе автомобиль без зеркал заднего вида. С другой стороны, люди могут воспринимать зеркало как некий символ, аллегорию обращенности человека на себя. Может быть, по этой причине сложился подобный обычай? Траур предполагает оставление на время маловажных и необязательных вещей. Может быть, излишнее обращение внимания на собственную внешность воспринимается в дни траура как нечто недолжное, потому что все силы следует посвятить молитве об усопшем?

— Верно ли, что фотографироваться у могилы и фотографировать памятник не рекомендуется, чтобы не навредить душе покойного и его оставшихся близких?

— О таких суевериях я даже не подозревал, да и вообще многое из того, о чем мы сегодня говорим, мне представляется скорее курьёзом, притчей во языцех, а не реально встречающимися предрассудками. Могила – это память для близких, это обращенная ко всем проходящим просьба о молитве к Богу. Сам усопший в своей жизни изменить уже ничего не может, сама возможность выбора в пользу добра или зла осталась для него в прошлом, и теперь он всецело надеется на тех, кто еще жив, — на нас, на воинствующую Церковь. Памятник — это безмолвный крик: «Братья и сестры, помолитесь обо мне ко Господу!». Если мы этот памятник захотим запечатлеть, то неужели мы сделаем кому-то хуже? 

  — Говорят, что, если по ошибке или намеренно заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет. Как к этому относиться? И что делать, если случилась ошибка?

— Ошибку можно исправить, переписав записку. Иногда бывают ситуации, когда все думают, что человек умер, а он жив. Но, во-первых, у Бога все живы, а во-вторых, наш Господь – не безумный профессор, который стремится нас покарать или поймать на ошибке. Он не шпионит за Своим созданием; Он печется и промышляет о всех, даже о тех, кого мы считаем последним злодеем. Господь всем желает спасения. В конце концов, Он за всех умер на Кресте. И неужели Он нам непреднамеренную ошибку поставит в вину? 

— Бытует и такое убеждение: если после причастия кто-то посторонний прикоснется к спине, то может уйти полученная благодать. Если это не так, то зачем же советуют отходить от причастия со скрещенными на груди руками, чтобы сберечь полученную благодать, или это тоже неправильно? 

— Скрещенные в таком кротком жесте руки – это древнейший молитвенный жест христиан. В памятниках древних веков упоминается, что первые христиане подходили к Чаше со скрещенными подобным образом руками. Что же касается прикосновений, получается, что люди переносят в духовную жизнь какие-то знания из школьного учебника физики: мол, если к чему-то прикоснуться, заряд уходит. Неужели благодать зависит от внешних факторов, а не от личной обращенности человека к Богу? Неужели это что-то случайное, какая-то физическая величина, которая подчиняется обычным земным законам? 

— Говорят, что перед причастием нельзя не только есть, но и чистить зубы, принимать таблетки. Это — церковное правило или суеверие?

— В 2015 году Архиерейским Собором был принят документ «Об участии верных в Евхаристии», в нём вопросы подготовки к участию в этом важнейшем Таинстве Церкви рассмотрены подробно. Евхаристический пост установлен в ранние века христианства. Он заключается в том, что перед причащением Святых Христовых Таин должно воздерживаться от вещей, даже неукоризненных в другое время, которые могут поколебать молитвенное сосредоточение, помешать благоговейно приступить к Таинству Тела и Крови Христовых. Желающий причаститься должен быть чист душой и телом, он не должен даже производить впечатление неопрятного человека, не говоря уже о необходимости очистить совесть покаянием и примириться с ближними. Я как-то был в Почаевской Лавре и обратил внимание на то, что люди шли на воскресную Литургию празднично и торжественно одетыми. Внешним обликом они выражали свое отношение и показывали, насколько это для них важно. Что же касается лекарств, то данный вопрос требует индивидуального обсуждения в каждом случае. Есть, к сожалению, болезни, которые без приема лекарств в определенное время могут обостриться или даже стать угрозой для жизни. Нет никакой добродетели в том, чтобы упасть в обморок от подскочившего давления посреди Литургии, доставив массу хлопот окружающим. Что же касается критериев в любых сомнительных ситуациях, то можно сказать: там, где есть истинная вера, там нет места суевериям.

Также вы можете прочитать статью в свежем номере газеты «Крестовский Мост»

Поделиться:
Наверх