2 февраля 2025 года, неделя 32-я по Пятидесятнице, о Закхее.
Позднюю Божественную литургию возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. Сегодня во время службы был прочитан отрывок о мытаре по имени Закхей. О истории об обращении к добродетельной жизни Закхея, начальника сборщиков податей и богатого человека, настоятель храма уже рассуждал год назад. В нашей новости от 18 февраля 2024 года мы приводили текст отрывка прочитанного сегодня.
В сегодняшней проповеди отец Михаил рассуждал о том, кем нам надлежит стать с Божьей помощью и кем и чем мы являемся в реальной жизни.
Предлагаем послушать аудиозапись и прочесть тезисы сказанного.
Сегодняшнее евангельское чтение о том, как Господь Иисус Христос, придя в Иерихон, стал гостем человека, который занимал там малопочтенную должность начальника мытарей, предваряет для нас грядущее празднование Христовой Пасхи.
Уже через неделю мы будем слушать здесь притчу о мытаре и фарисее, затем — притчу Христову о блудном сыне, а затем шаг за шагом каждое воскресенье будет приближать нас к седмице страданий Христовых, Его смерти и Воскресения из мертвых. Пасхальный цикл отверзается нам сегодняшним евангельским чтением! Богоявленский цикл завершился в прошлое воскресенье, и с этой маленькой паузы — всего в несколько дней, — мы начинаем шествие к Христовой Пасхе!
Это евангельское чтение всем нам хорошо известно. Те из нас, кто приглашал священника для благословения жилища, помнят, что именно это Евангелие включено в последование благословения нового дома. Мы понимаем, что даже очень укоризненную жизнь Господь может очистить своим благословением. Читая Священное Писание, мы, как правило, останавливаемся на смысле каждой строки и каждого слова Священной Библии, но от нас подчас ускользает эмоциональная составляющая того или иного повествования. А она ведь несомненно существует! Неверно представлять себе людей древности неспособными к слезам, к смеху, к иронии, к каким-то другим переживаниям эмоционального характера.
И мы можем поразмышлять о том, как были эмоционально окрашены все звучащие в сегодняшнем евангельском чтении реплики, — например, слова Христовы, обращенные к Закхею, человеку, презревшему свою почтенную (или малопочтенную) должность начальника сборщиков податей и залезшего на дерево, где он наверняка был освистан и осмеян своими согражданами. Они в другое время боялись и укоризненное слово ему сказать, а тут увидели его в состоянии некой неловкости — чиновник полез на дерево; это даже сейчас всех вокруг возвеселило бы! Они наверняка какую-нибудь и шутку в его адрес отпустили. И Господь обращается к Закхею со словами: «Закхей, быстрее слезай! Мне нужно быть у тебя в доме!». По-видимому, и эти слова Господа Иисуса были окрашены доброжелательной, ласковой и исцеляющей иронией.
Закхей последовал этому совету, сошел с дерева, принял Господа Иисуса в своем доме, и в целом доме совершилось торжество добродетели. Глава семьи обратился от пути стяжательства и обид, причиняемых другим людям, на путь следования Божией правде. И Господь Иисус засвидетельствовал это, сказав, что «сегодня пришло спасение этому дому».
А что означают эти слова: «Слезай скорее»? Может быть, более глубокий смысл в них есть?
Несколько дней назад мы говорили о том, что наше представление об идеале христианской жизни должно быть неизменно возвышенным. Венец нашего христианского пути нам явлен в Богочеловеке Иисусе Христе, и без идеального представления о том, в какую меру нам надлежит с помощью Божией возрастать, христианская жизнь невозможна. Но она невозможна и без представления о другом — о том, в каком бедственном состоянии ныне находится человек! Если мы не понимаем, что все мы нуждаемся в милости Божией и в исцелении, то наше христианское делание будет таким же бесплодным, каким оно будет, если мы не будем иметь перед собой идеал Богочеловека Христа Иисуса.
На две основополагающих идеи должна опираться наша христианская жизнь и наше христианское делание — на памятование о том, к какому высокому идеалу должен быть устремлен наш христианский путь, — к идеалу Богочеловека. О мере возраста Христова неделю назад говорил апостол Павел нам, и именно в эту меру должно нам возрастать. И никогда этого идеала никто из нас не должен упускать из своего мысленного взора, никто не должен сравнивать себя с другими людьми; мы должны только взирать на Богочеловека Иисуса Христа. А другая идея состоит в следующем: мы должны каждую секунду понимать, что мы в бедственном положении находимся, что мы нуждаемся в исцелении, что мы нуждаемся в милости Божией. И нам, каждому из нас, надлежит поскорее слезть с высоты каких-то мечтаний о себе и обратиться к нелицеприятной правде о себе самих.
Неслучайно Церковь Христова пасхальный цикл этими евангельским чтением открывает вопреки миру сему, который нередко о человеке говорит едва ли не как о животном, как о явлении мира зоологии; при этом порочное, падшее и распадающееся под воздействием греха актуальное состояние человека считает чем-то идеальным. В этом, кстати говоря, вся «политкорректность» — в том, чтобы о человеке как существе мыслить низко, а о его реальном и на самом деле бедственном положении начать мыслить высоко; мыслить как о таком существе, которое имеет право на абсолютно любую девиацию.
Наше представление — представление христиан — о всех этих вещах должно быть противоположным, и сегодняшнее евангельское чтение нам об этом говорит: мы должны высоко мыслить о своей заданности, то есть о том, чем нам надлежит быть, и очень реалистично смотреть на данность — на то, кем мы являемся в настоящий момент в реальности. Мы должны поскорее слезть с каких-то высот болезненного и нетрезвого мечтания о себе и взирать исключительно трезво на свою жизнь.
Пусть Господь поможет нам в этом в день, когда все мы должны размышлять о простых, ясных и возвышающих нас словах евангельского повествования о Закхея. Он впоследствии, как говорят, сделался епископом на Кипре. Для него это снисхождение с дерева было восхождением к богообщению, и этот человек почитается нами в лике святых. И пусть светлый образ Закхея, этого замечательного человека, может быть, смешного, может быть, не слишком изящного — он был маленького роста и, очевидно, был пренебрегаем своими согражданами, — каждого из нас научат высоко думать о том, кем нам надлежит стать с Божией помощью, и очень реалистично думать о том, кем и чем мы являемся в реальности. Аминь!
