27 апреля 2025 года, в Неделю Антипасхи служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.
История уверения Апостола Фомы хорошо всем известна. Мы уже приводили размышления проповедника на тему этого отрывка в 2023 году и в 2024 году. Предлагаем вам еще раз услышать отрывок из Евангелия от Иоанна
Далее мы предлагаем послушать размышления протоиерея Михаила Прокопенко 2025 года, которыми он поделился с молящимися после чтения Евангелия.
Наблюдательные люди могут заметить, что нынешнее воскресение, неделя Антипасхи, находится в интересной параллели с еще одним воскресным днем, не так давно нами отмеченным нами — с Неделей Торжества Православия, первым воскресеньем Святой Четыредесятницы, когда Церковь особым образом обращает наше внимание на исповедание изобразимости Бога, ставшего человеком — Господа Иисуса Христа. Сама возможность писать иконы проистекает из того, что Его вочеловечение было абсолютно реальным. Да, люди церкви подчас уклоняются в какой-то спиритуализм, в этот ложный пафос неизреченности. Но на самом деле свидетельства нашей веры сугубо материальны, и утверждение иконопочитания когда-то явилось естественным следствием исповедания реальности Богопочитания.
Нынешний день, день уверения Фомы, это как бы следующий шаг в том же направлении. Бог пришел во плоти совершенно реальным, осязаемым историческим образом, и раны Его, братья и сестры, это не какой-то маскарад, это не нечто такое, что могло быть предано забвению, что могло существовать только в воображении видевших эти раны людей.
И апостол Фома в этот день удостоверяет для нас не только реальность вочеловечения Господа Иисуса Христа, но и реальность Его крестных страданий. Это не были страдания кажущиеся, и даже на теле воскресшего Господа Иисуса они оставили вполне осязаемые следы.
Апостол Фома, осязая раны Христовы, утверждает нас в вере, во-первых, в то, что Бог действительно стал человеком, во-вторых, в то, что Бог, Богочеловек пострадал за нас на кресте, и в-третьих, в то, что Он воистину воскрес из мертвых.
Для собравшихся в храме выбор между верой и неверием представляется вопросом уже разрешенным. Однако с этим вопросом связан еще один — вопрос утраты веры. Что может привести к такой мировоззренческой катастрофе? Как ее избежать?
А почему это происходит? Наблюдения за жизнью показывают, что, как правило, это происходит тогда, когда человек оставляет жизнь по вере, когда вера перестаёт быть для него чем-то обязывающим, либо когда он сам перестаёт считать свою веру чем-то обязывающим его в жизненной практике, в каждодневных поступках. Вот тогда постепенно происходит отпадение от веры, её утрата… Бывает так, что утрате веры способствуют какие-то нераскаянные согрешения, и человек таким образом прячется от Бога за стеной неверия и постепенно также утрачивает веру — ему проще не веровать. И тот омут, в который погружается человек, утрачивая веру, он бывает весьма тяжким и далеко не всякий человек может из этого омута вынырнуть.
А как ещё может быть утрачена человеком вера? Недавно проделанный над народом эксперимент с коронавирусом может быть приведен в пример: до сих пор встречаются люди, которые с тех пор не возвратились к церковной жизни или только сейчас возвращаются. Добрый навык бывает очень трудно стяжать, но очень легко утратить, поэтому каждый из нас, братья и сестры, должен дорожить возможностью жить и поступать по вере.
И, наконец, а что такое для нас, для нынешних людей, осязание ран на теле Господа Иисуса Христа? Господь предоставил нам материальное свидетельство реальности своих страданий — таинство Своего Тела и Своей Крови, Божественную Евхаристию. Мы не должны никогда стыдиться вновь и вновь просить Господа об укреплении нашей веры. Вновь и вновь приступая к таинству Тела и Крови Христовых, мы, подобно апостолу Фоме, протягиваем свои руки к спасительным Христовым язвам, и таким образом Господь возвращает нам веру, Он не дает нам отпасть. И вот этой возможностью, братья и сестры, также каждый из нас должен дорожить.
И маленький postdictum о том, как еще может быть утрачена вера:
Есть еще один способ утратить веру помимо тех, о которых мы говорили после Евангелия. Это утрата благоговения. Человек, однажды избравший для себя жизнь по вере, постепенно свыкается с этим и в конечном счете начинает терять благоговение к тому, что является объективно священным; он бывает склонен какие-то профанные вещи, буквально собственную кухню, простите, тащить туда, где этим вещам не может быть никакого места. Это могут быть какие-то мирские привычки, это могут быть какие-то хобби, которые кажутся невинными и вполне терпимыми, и даже полезными там, за пределами священного. Но когда человек, вооружившись всем этим, приходит в места, где всем этим вещам просто места нет и быть не может, тогда и происходит утрата благоговения.
Какие личины все это приобретает? Звонящий телефон на службе, лишние разговоры, пустое хождение, невнимание к тому, что читается и поется. Вот этот, казалось бы, маленький такой песочек, который в конечном счете свидетельствует о постепенно совершающейся утрате благоговения и того, что мы называем страх Божий.
Все это, в конце концов, может привести к такому болезненному поражению, к утрате веры, к ее потере. Люди, гнавшие церковь русскую в XX веке, в большинстве своем были крещены, имели хорошие оценки по закону Божию, тот же Ленин прекрасную оценку имел по закону Божию. Но когда-то и где-то с многими из них произошла вот эта самая беда – утрата веры. И очень часто первой ступенькой к утрате веры была утрата благоговения перед священным…
Ну и в завершение сегодняшней новости, праздничное песнопение.






























