Антипасха. О вере апостола Фомы - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Антипасха. О вере апостола Фомы

12.05.2024

12 мая 2024 года. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко. Отрывок из Евангелия от Иоанна (Глава 20, стих 19-31)  огласил  протодиакон Константин Степанов, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве. Предлагаем еще раз послушать сегодняшнее чтение:

Евангелие. Читает протодиакон Константин Степанов, командированный в наш храм для помощи в совершении богослужений.

По окончании службы настоятель храма обратился с напутственным словом к молящимся в церковном собрании. Запись слова настоятеля и избранные песнопения литургии в исполнении хора нашего храма под управлением А.В. Бандуриной смотрите и слушайте ниже.

Для тех, кто хочет вернуться в прошлое и освежить в памяти сказанное об уверении Фомы ранее, может это сделать, кликнув вот тут: проповедь 2022 года, и вот тут: проповедь 2023 года. А тезисы сказанного настоятелем сегодня приводим ниже:

  • Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравляю с воскресным днём — с днём Антипасхи. Это первое воскресенье в ряду более чем пятидесяти воспоминаний о святыне Светлого Христова Воскресения. Люди очень нуждаются в таких воспоминаниях. Если бы не весть о спасительном Христовом Воскресении, то жизнь наша была бы подобной аду. Именно воспоминание о Воскресении даже в лютые времена, когда имя Божие пытались изгнать из истории нашего народа, служило неким окошком к свету. Люди понимали, что их жизнь не ограничивается исключительно земной действительностью, что есть нечто такое, над чем не властна сама смерть, — и это приобретено для нас Христовой смертью и Его Воскресением.
  • Сегодня, милостью Божией, никто насильственным образом не запрещает нам исповедовать истину Христова Воскресения, а значит — и нашего бессмертия.
  • Но очень по-разному человек может относиться к той атмосфере чуда, в которой сообщество христиан — Церковь Божия — живет. Бывает так, что мы относимся к этому как-то исключительно потребительски. Мы, сталкиваясь с какими-то отягощающими нашу жизнь обстоятельствами, приходим к Богу и просим Бога из этих стесненных обстоятельств о помощи. А потом, получив эту помощь, случается, к сожалению, что рассеянным умом и расхоложенным сердцем мы живем далее, воспринимая это как должное…
  • Сегодня мы вспоминаем выдающегося человека новозаветного времени — святого апостола Фому. Этого человека, кстати, можно назвать небесным покровителем научного знания.
  • Это был человек, который здоровый скепсис сделал одной из основ своего восприятия действительности. Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, как он сказал своим собратьям, ученикам Христовым: «Пока я рук своих не вложу в раны Господа моего, я не поверю». А Господа апостол любил всем сердцем, и в этом не может быть никакого сомнения.
  • Мы бываем склонны к неверию апостола относиться как к какой-то немощи, но такое отношение не является верным. Неверие апостола Фомы — это было такое расположение ума и сердца, которое искало основательности буквально во всем, с чем сталкивалось. Этот человек в глубине своего сознания понимал, что настоящая истина никогда не может быть опровергнута сомнениями, что над подлинной истиной — а для него Господь Иисус и был воплощенной Истиной, — ни сомнения, ни какие-то эмоциональные бури никогда не могут вполне восторжествовать и похоронить ее под своими волнами. Он понимал и верил, что истина всегда восторжествует, и с такой верой он подходил к животворящим ранам Христовым. Он прикасался к ним не как экспериментатор, не как равнодушный человек, который, удовлетворив свое любопытство, отправляется дальше таким же. Нет; он подходил туда в глубоком понимании того, что соприкосновение с этой святыней должно радикально изменить его жизнь.
  • Этот человек подходил к ребрам Христовым и к язвам на Его руках и ногах, протянул туда свои руки, — и Господь с радостью навстречу ему протянул Свои язвы, — с твердым пониманием того, что встреча со святыней не может оставить человека безучастным и оставить его жизнь неизменной. Так и произошло — подлинная встреча со святыней должна изменять человеческую жизнь.
  • Даже если для кого-то из нас привычным становится причащение Тела и Крови Христовых, мы должны понимать: это Таинство есть в сугубо вещественной форме осязание ран Спасителя и исповедание Его Воскресения. Всякий раз, когда мы подходим к Чаше жизни, мы делаем именно то, что совершил в восьмой день по Воскресении Христовом апостол Фома. Мы так же созерцаем язвы Спасителя, прикасаемся к Его ребрам и получаем исцеление и утверждаемся в вере.
  • Да, для нас это Таинство иногда становится привычным, но никто из нас никогда не должен подходить к нему с дремлющим умом. Эмоциональное состояние, сердечное расположение человека, приступающего к Тайнам Христовым, может быть разным, как разной и порой непредсказуемой бывает погода. Но — это важно! — ум наш никогда не должен дремать, когда мы приступаем к Телу Христову и Его Крови. В одной из молитв перед Причащением мы так и просим Бога, чтобы Он не попустил нам приступить к Таинству не рассуждая о Теле Господнем, то есть просто походя, с каким-то безразличием, без готовности к тому, что соприкосновение со святыней должно изменить нашу жизнь.
  • Нам надлежит в каждый из воскресных дней наступающего года после Христова Воскресения именно с недремлющим умом, в твердом исповедании милости Божией, совершающейся над нашей жизнью, приступать к Святым Тайнам Тела и Крови Господа Иисуса. Пусть никто никогда не дремлет умом, пусть никто никогда не делает дела Божия походя и без рассуждения!
  • А святой апостол Фома своим назидательным примером доброго скепсиса и неверия пусть каждого из нас научит, как нам надлежит воспринимать истину о Светлом Христовом Воскресении: никогда не надо бояться, что она кем-то может быть опровергнута, как не боялся этого апостол Фома — он понимал, что никто не сможет опровергнуть эту истину; он приступал ко Христу уже крепко веруя в эту истину. И его неверие, доброе неверие, как говорит об этом наше богослужение, сослужило неоценимую службу всем нам — тем, кто не видел и уверовал, тем, кто не был современниками Спасителя, но в Таинстве Его Тела и Крови становится таким современником.
Напутственное слово протоиерея Михаила Прокопенко по окончании Божественной литургии
Причастный стих и концерт — светилен Недели Антипасхи «Днесь весна благоухает…»
Тропарь Пасхи «Христос воскресе…» в завершение литургии.
Рембрандт. «Неверие апостола Фомы». 1634
Поделиться:
Наверх