Христос в гостях у Марфы и Марии. Что мы могли не заметить в этом евангельском сюжете? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Христос в гостях у Марфы и Марии. Что мы могли не заметить в этом евангельском сюжете?

21.07.2024

21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и праздник обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в нашем храме были совершены ранняя и поздняя Божественные литургии. По окончании поздней литургии настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко обратился к молящимся в храме со словом, посвященным обычному для Богородичных праздников евангельскому отрывку о Марфе и Марии.

Мы приводим здесь тезисы слова настоятеля.

Дорогие братья и сестры, всех сердечно поздравляю с воскресным днём, который в этом году совпал с празднованием в честь обретения такой величайшей святыни нашего народа и нашей Церкви – Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Обыкновенно в Богородичные праздники нам предлагается одно и то же евангельское чтение о Марфе и Марии, которые встретили Христа Спасителя в одном из пригородов Иерусалима. Марфа с усердием служила в домашних делах для того, чтобы с достоинством и честью встретить Господа Иисуса. Другая сестра, Мария, оставив все попечения, села у ног Иисусовых и внимала Его словам, чем вызвала неудовольствие Марфы.

Мы иной раз начинаем задумываться: на чьей стороне в данном случае симпатия рассказчика? На первый взгляд нам может казаться, что симпатия рассказчика совершенно однозначно на стороне Марии — она «благую часть избрала, которая не отнимется у нее», как говорит о ней сам Господь Иисус. А отношение евангелиста к Марфе может показаться даже несколько ироничным: «Марфа, Марфа, ты заботишься о многом, а одно является поистине потребным», — передает евангелист слова Спасителя. Нам кажется, что вот этот поступки двух сестер, во-первых, друг друга взаимно исключают, а во-вторых, что один подвиг может быть предпочтен другому.

Но при внимательном и многократном чтении этого места Священного Писания мы можем заметить в словах Господа Иисуса Христа тонкую иронию, и эта ирония, братья и сестры, есть вещь обоюдоострая. Ведь не только к многозаботливости Марфы можно отнести эту добрую, исцеляющую и милующую иронию Христа Спасителя, но и к тому, что делала Мария, которая, оставив обычные и совершенно необходимые для жизни хлопоты, просто уселась у ног Спасителя и внимала Его словам.

А разве возможно совершенно пренебречь хозяйственными делами? Так не бывает. Как полное пленение хозяйственными делами есть один из тупиков нашей жизни, так и ложно понятый спиритуализм – это тоже один из тупиков. И между тезисом и антитезисом, между путем и служением Марфы и путем и служением Марии, оказывается, возможен некий синтез.

Он заключается в том, что оба пути должны соединяться в человеческой жизни, особенно в жизненном пути лучшей половины человечества. И путь Марфы совершенно неотъемлем от пути женщины-христианки. И путь Марии совершенно необходим, иначе она просто погрязнет, так сказать, в кухонных заботах и утратит свое благородство.

И если вернуться к евангельскому тексту и подумать, а что сестры могли бы сделать для того, чтобы этого неудовольствия не возникло, то можно заключить, что они могли бы вместе сначала потрудиться над земными делами, а потом также вместе усесться к ногам Христа Спасителя. И тогда это противоречие исчерпало бы себя, тогда оно было бы совершенно изжито.

А вообще это очень интересная история, она вполне, так сказать, «девочковая». Женская дружба и ее кризис именно так часто и выглядит, когда среди единомысленных, единодушно преданных Христу сестер возникают недоумения, маленькие какие-то неувязочки, отравляющие жизнь… Будем же, братья и сестры — особенно сестры, — молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она своей благодатью и своим искренним примером совершеннейшего материнства, великодушия и покровительственной снисходительности все эти возникающие в нашей жизни искры погасила; чтобы единодушие посетило всех нас; чтобы те из нас, кто вынужден заниматься трудом ради пропитания и ради достойного обустройства человеческого быта, никогда не погрязали в этом труде безраздельно и до конца. С другой стороны, те люди, которые имеют талант внимать слову Божию, талант к духовным подвигам, также никогда не должны пренебрегать трудами, совершенно необходимыми для поддержания достойной человеческой жизни.

Еще раз скажем: путь Марфы и путь Марии должны сочетаться в любой человеческой жизни. Не трудящийся человек не ощущает смысла жизни; но и жизнь человека, который только трудится, похожа на каторгу. И если кто-то из нас ощущает, что в его жизни слишком много этой каторги, пусть вспомнит о едином на потребу, о той благой части, которую избрала Мария, пусть обратит свой взор к евангельским словам, пусть находит утешение в молитве. С другой стороны, и тем из нас, кто склонен к созерцательной жизни, бывает полезно потрудиться и своими руками, заняться каким-то, может быть, не очень почетным земным трудом. Это, братья и сестры, вещи, которые друг друга в любой человеческой жизни должны дополнять.

Аудиоверсия напутственного слова протоиерея Михаила Прокопенко
Христос у Марфы и Марии. Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902)


Поделиться:
Наверх