О разоряющем житницы богаче и о том, приобретается ли трудом спасение. Что богатый человек сделал не так? - Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

О разоряющем житницы богаче и о том, приобретается ли трудом спасение. Что богатый человек сделал не так?

01.12.2024

01 декабря 2024 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, служение поздней Божественной литургии возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Прокопенко.

В этот воскресный день за Божественной литургией вновь звучали слова проповеди о богатом человеке, разоряющем житницы. Сегодняшнее слово настоятеля дополняет сказанное как  три года назад так и год назад. Мы приводит размышления протоиерея Михаила Прокопенко, который непрестанно призывает всех верных чад Церкви Христовой к Чаше бессмертия, потому что нигде больше человеческая жизнь не освящается, кроме как в таинстве Евхаристии.

Всем хорошо известен этот отрывок, изложенный в стихах с 16 по 21 12-ой главы Евангелия от Луки, но давайте его еще раз послушаем. Читает протодиакон Константин Степанов.

А далее мы приводим текст и аудиозапись самой проповеди.

Евангелие от Луки. Читает протодиакон Константин Степанов

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя притча Христова о богаче, собирающем житницы, казалось бы, говорит нам об исключительно земной мудрости и земной рачительности.

И только в самых последних строках мы слышим и видим вмешательство Бога в этот сюжет.

Человек, полагавшийся на своё искусство, на свою расчётливость и мудрость, пожелал, казалось бы, доброго дела — сохранить посланный ему Богом урожай и пожелал расширить свои житницы.

Но затем этот человек начал произносить безрассудные вещи и обнаружил скверный и нечистый мотив своего хозяйствования: он хотел сохранить урожай исключительно для собственной потребы, для того, чтобы праздно жить дальше, для того, чтобы есть, пить и веселиться, как ярко об этом говорит сегодняшнее Евангелие.

И Бог обратился к нему словами снисходительной любви: «Дурачок, безумный, в эту же ночь жизнь твою заберут у тебя; а то, что ты настяжал, кому достанется?»

Эти обращенные к нам слова вразумления — это не только слова, предписание нам быть осторожными в наших намерениях и суждениях. Это ведь и описание всего того, что происходит в человеческой цивилизации. Не бывает ли так, что конечным целеполаганием целых сообществ людей и владеющих их умами идеологий является именно стремление есть, пить и веселиться, не задумываясь совершенно о том наше настроение и благосостояние всецело зависят не только и не столько от нашего труда, сколько от Божьего благословения?

Вглядываясь в то, что окружает нас, в обстоятельства жизни, в приметы времени, которых все больше становится и которые нередко бывают тревожными, мы должны распознавать идеи, которые движут теми или иными жизненными явлениями.

Если мы видим, что такого рода идеи — а они бывают весьма заразительными — попадают в наше целеполагание, то мы должны от этого со всей решительностью удаляться и понимать: да, действительно, Бог желает нам счастливой и благополучной жизни, но никогда наш умственный взор не должен ограничиваться тем, чтобы есть, пить и веселиться.

А что надлежало сделать этому человеку, задумавшему вполне хорошее дело — расширить свои житницы?

В первую очередь, принести Богу благодарность за то благо и счастье, которым Бог его посетил. Но человек этот подумал только о себе…

В последних словах сегодняшней притчи мы слышим: так бывает со всяким, кто собирает только для себя, а не богатеет для Бога.

Одно слово благодарности Богу могло изменить судьбу этого человека и сделать его счастливейшим из людей, потому что его богатство стало бы богатством, которое имеет некую участь в жизни вечной.

Кто-то задаст вопрос: хорошо, но неужели совершенно бесценен всякий труд, который человек прилагает в этой земной жизни? Не заповедовал ли Господь нам всем трудиться? Не трудился ли Он сам — ведь мы видим из Евангелия, что Он никогда не бегал человеческого труда? Да, Предание церковное говорит, что сам Богочеловек Христос Иисус своими руками трудился, помогая Иосифу Обручнику, и по профессии был плотником — тогда, как правило, профессии наследовались, и если Он воспитывался в семье плотника, то скорее всего, эту же профессию усвоил, профессию человека, делавшего все своими руками.

Люди иной раз склонны закономерности жизни земной переносить на какие-то явления жизни духовной и думать о том, что трудом приобретается для нас Небесное Царство. Да, действительно, ради Небесного Царства труд совершенно необходим. И никто из нас — и мы знаем это на собственном опыте — никогда не мог не сосредоточенно помолиться, не прилагая к этому труда, блюсти свой ум от пустых, суетных мыслей, которые буквально роем влетают в этот ум, когда мы пытаемся помолиться. Никто из нас не мог никогда не возвыситься над каким-то праздным или греховным помыслом, стучащимся в нашу голову, не прилагая к этому труда…

Но нужно все же понимать, что любой наш труд — это песчинка перед бездной целого моря Божия благоволения к нам.

Сегодня нам было предложено интересное апостольское чтение. Апостол Павел несколько раз с характерной для него настойчивостью повторяет мысль о том, что благодатью Божией мы спасены. Не трудами, на которые человек, особенно современный, привык полагаться, а благодатью, то есть даром:

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил Иисусом Христом. Благодатью вы спасены, то есть даром, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости нам во Христе Иисусе».

С видимым удовольствием, с радостью повторяет апостол Павел слова о том, что прощение нам было даровано благодатью, то есть даром: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас – о Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился, ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять!».

Что человек может ответить на всё сказанное? Каким должен быть наш жизненный ответ и наша жизненная практика в связи с тем, что мы сейчас прочитали, и в связи с тем, что мы видели в притче Христовой о богаче, задумавшем разрушить свои житницы и построить новые?

Мы, братия и сестры, на ниспосланным нам щедрый дар прощения должны всегда откликаться исключительно благодарностью. Благодарностью, выражающейся и в словах благодарения, в словах благодарственной молитвы. Но наипаче — благодарностью, которая, собственно, есть самый совершенный способ её принесения: участием в Таинстве, которое носит название Благодарения — Евхаристии, то есть в причащении Тела и Крови Христовых!

Когда люди не причащаются, их жизнь начинает засыхать, хотя они могут ум свой занимать многостраничными словами молитвословий, они могут с большой ревностью бороться с какими-то греховными пристрастиями в собственной жизни… Там, где не приносится вот этот совершенный Богом заповеданный нам образ благодарности, там человеческая жизнь, жизнь христианская начинает засыхать.

Братья и сестры! Взирая на замечательные образцы церковного учительства, предложенные нам сегодня в Евангелии и в кратеньком отрывке из послкения апостола Павла, напоминающем о том, что исключительно даром Божиим совершилось наше спасение, будем стремиться к тому, чтобы наша благодарность всегда звучала перед престолом Господа Вседержителя. Будем всегда откликаться с согласием на Его призыв к тому, чтобы нам всем быть участниками Божественной трапезы Его Тела и Крови в воспоминание Его смерти и Воскресения. Аминь!

Слово протоиерея Михаила Прокопенко

Поделиться:
Наверх